Игры и игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Юлия Веряева
Игры и игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Игры и игровые приёмы при сигматизмах

Упражнения для языка

«Дразнилки». Положить широкий язык на нижнюю губу и произносить: бя-бя-бя-бя, пя-пя-пя-пя (со сменой интонации).

«Язычок заболел и лежит в постели». Широко открыть рот и покашлять (язык непроизвольно опускается на дно ротовой полости). Уложить язык «Дорожкой» на дно ротовой полости так, чтобы показался маленький язычок (удерживать в таком положении как можно дольше).

«Весёлый клоун». Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в дёсны нижних резцов. Произнесение звукосочетания и-хи-хи.

Упражнения для губ

Удерживать губы в улыбочке под счёт (до 10).

«Лодочка качается на волнах». Поочерёдное поднимание вверх углов рта (с помощью и без помощи рук).

«Разговор собак Барбоса и Пушка». Произнесение слоговых сочетаний: па-ба, пы-бы, по-бо, пу-бу (шёпотом, тихо, громко).

«Спи глазок, спи другой». Спит правый глаз-просыпается. Спит левый глаз — просыпается (поочерёдное открывание и закрывание глаз).

«Капельки дождя стучат по крыше». Прикусить широкий язык зубами и произносить слоги та-та-та-та.

«Лопата». Положить широкий язык на нижнюю губу так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Язык спокоен, не напряжён. Если язык не расслабляется, предложить плотно сжать губы, затем растянуть их в улыбке и протиснуть между ними язык.

Упражнения для формирования умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами.

«Малыш учится произносить звук [И]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [И]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.

«Лодочка». Высунуть язык изо рта и сложить его лодочкой «желобком». Если упражнение не получается, можно положить на среднюю часть тонкую палочку или зонд.

Произнесение гласных звуков на выдохе: я-ю, ю-я, е-я, и-я-е, и-е-я-ю (переключаемость органов артикуляционного аппарата).

Коррекция бокового сигматизма по Э. Я. Сизовой

Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией поражённой стороны:

— похлопывание сглаженной носогубной складки;

-круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

— поглаживание губ;

-лёгкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на поражённой стороне);

— круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

— лёгкое пощипывание опущенного угла рта;

— пощипывание края нижней челюсти (больше на поражённой стороне).

Массаж языка

-лёгкое поглаживание языка;

— постукивание шпателем или пальцами по языку;

— очень лёгкое похлопывание по поражённому боковому краю языка.

«Весёлые дети». Произносить звукосочетания: ихи-хи, ихи-хи, ихи-хи.

«Разговор инопланетян». Произнесение слогов: ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те (со сменой ударения и интонации).

Игра «Я-не я». Логопед произносит фразы, а дети отвечают: «И я» или «Не я». Например, логопед произносит: «Я люблю шоколад». А дети отвечают: «И я, и я, и я». «Я люблю жевать чашку». Дети: «Не я, не я, не я».

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата, выработка согласованной работы губ и языка.

Произнесение слоговых сочетаний: пти-пти-пти, птя-птя-птя, пти-птя, пти-птя-пте, птю-пте-птя-пти.

Развитие силы выдоха

Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии.

«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.

Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний: ифффффф, ыфффффф.

Упражнения при межзубном сигматизме.

«Улыбка» — «Трубочка» (выполняется по 10-15 раз).

— рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажать между губами;

-удерживание носового платочка губами;

— сбор губами «ягод».

Массаж губ

-разминание губ;

-пощипывание;

-похлопывание;

— вибрация.

Упражнения для укрепления мышц нижней челюсти:

— открывание и закрывание рта;

— имитация жевания;

— открывание рта с сопротивлением, представив тыльную сторону руки под подбородок;

— выдвижение нижней челюсти вперёд.

Упражнение для языка

«Причешем язычок», «Погладим язычок», «Качели», «Киска сердится».

Игры и упражнения при ламбдацизме

«Охотник идёт по болоту» звук [Л]. Логопед говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идёт по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щёки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

«Язычок качается на качелях». Произнесение слогов на выдохе: я-ля, я-ля, я-ля (укрепление языка).

Игры-упражнения при ротацизме.

Для тренировки подъёма языка к альвеолам, а заодно и тренируется мелкая моторика.

«Весёлый дождик». Произнести твёрдо звуки [Т-Д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку т-д-т-д….

(правой рукой изобразить капли дождя)

На цветок т-д-т-д-т-д…

(левой рукой изобразить цветок)

И на дорожку т-д-т-д-т-д…

(из левой руки сделать дорожку)

Застучал по крыше он т-д-т-д-т-д…

И раздался частый звон т-д-т-д…

(дождик пошёл сильнее).

«Песня Крокодила Гены»

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъёма языка к альвеолам. Вначале песню поём только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребёнка.

Произносить на выдохе: аддда, ыддды, уддду, иддди, уддду, аддда.

Источник: maam.ru