Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС
Татьяна Жукова
Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС
Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС»
(Слайд №2 документ закон об образовании и ФГОС)
С 2013 года дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. А так же был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
(Слайд №3 Фото к технологиям)
ДОУ осуществляет образовательную деятельность по Образовательной программе разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Мы с коллегами, опираясь на Образовательную программу ДОУ,разработали каждый по своей группе «Образовательную рабочую Программу воспитателя».
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4. личностно-ориентированные технологии;
5. игровая технология
(слайд №4 фото из экспериментов)
Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.
Хочется поделится опытом своей работы по теме:
Дети очень любят экспериментировать. Это обьясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,и экспериментирование
как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям
В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а впервые три года практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого объекта.
(Слайд № 5 Предметно-пространственная развивающая среда)
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи. Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей согласно ФГДОС ДОО «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
(Слайд № 6 Уголок экспериментирования Тётушка Сова)
Исходя из этих требований, в группе был создан и оборудован уголок экспериментирования, для проведения небольших открытий.
Работа ведётся по разделам:
ВОДА – ВОЗДУХ, ГЛИНА – ПЕСОК, ФЛОРА -ФАУНА,СНЕГ И ЛЁД
В нём нас встречает его хозяйка — тётушка Сова она знакомит детей с правилами поведения и оборудованием.
Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целе -образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,
на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
(Слайд №7 Таблица)
В своей работе я использовала разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:
• мотивацию
• образность, эмоциональность
• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.
2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?»,«Что узнаешь при этом?»);
3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.»,«Что изменится, если.»);
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
(Слайд №8 фото работа- индивидуальная, фронтальная, подгрупповая)
Для достижения цели использую следующие формы организации исследовательской деятельности:
• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).
• Фронтальная (коллективные игры, беседа).
• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).
В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
• во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в — третьих, они практически безопасны;
• в — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое оборудование, площадка группы.
(Слайд № 9 про воду и пену)
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Мой опыт показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду — в льдинки, растворяют в воде разные вещества.
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Так в группе мы с детьми проводим следующие эксперименты и опыты:
«Водичка-водичка»
«Сок для куклы»
«Пенный замок»
«Сказка о камешке»
(Слайд № 10 про песок и листья)
На прогулке проводились следующие эксперименты:
Игры с песком.
«Почему песок сыплется?»
Игры с ветром
«Загадочный листик»
«Где ветер»
Игры со снегом и льдом
«Что может мокрый снег»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
(Слайд №11 фото работа с родителями)
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительское собрание, на котором раздала родителям памятки «Детское экспериментирование дома». Консультации, на которых пытаюсь объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняю, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Результатом своей работы считаю следующие:
— систематизация и повышение знаний детей по теме экспериментирования;
-создание памятки, картотеки элементарных опытов и экспериментов, рекомендаций для родителей «Детское экспериментирование» и распространение их в личном блоке;
-участие в конкурсе уголков в рамках ДОУ «Уголок экспериментально- исследовательской деятельности в группе», в котором наша группа «Солнышко» заняла 1 место.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.
(Слайд №12 Спасибо за внимание)
Источник: