Доклад на тему: «Игра — показатель развития ребенка»
Наталья Петровна Саломатова
Доклад на тему: «Игра — показатель развития ребенка»
Доклад на тему:
«Игра — показатель развития ребенка»
Подготовила: Саломатова Наталья Петровна
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. «
Сухомлинский В. А.
Игра — это способ познания окружающего мира. Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми, дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Играя, он познает мир, учится общаться и совершенствует физические, интеллектуальные и волевые навыки. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Ребенок новичок, все для него полно новизны, в игре он делает открытия того, что давно известно взрослым. В игре ребенок осваивает действительность и при правильной организации предметно-развивающей среды в группе необходимо использовать только игрушки и оборудование соответствующее возрастным особенностям детей, каждая игрушка должна быть «жителем» группы, иметь место жительства. Так как игра — средство обучения, детям нужна поддержка в развитии игрового замысла, распределения ролей, и чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю надо стать непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важнейшей, значимой для них. Для ребенка игра это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни и добиться разных высот.
По виду деятельности принято делить игры на:
• физические (двигательные);
• умственные (интеллектуальные);
• психологические.
Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.
Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн — сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.
Игры — драматизации помогают преодолеть неуверенность, застенчивость и приобрести такие личностные качества, как смелость, уверенность.
Игры соревнования — это испытание для импульсивного ребенка, здесь ребенок должен действовать четко по правилам.
Игры с правилами – хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей.
Коллективные дидактические игры – помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх — упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.
Режиссерские игры – выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессивность «спрятавшись» за куклу — персонаж.
В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости – все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность. Игра у младших дошкольников в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, так как каждый новый предмет – это новая игра. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны, они не связаны в единое целое. Взрослый помогает приблизиться к первым сюжетно – ролевым играм. Самое главное, не осложнить игру длинными ролями, постараться оживить для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что с ним можно поиграть и обязательно участвовать в игре. Педагог должен научить ребенка использовать предметы заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Это переход важен для дальнейшего психического развития. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать, покормить ее. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает действия в других ситуациях. Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ребенок замок из песка, или гараж из обувной коробки, все это помогает расширить ему границы собственного мира и познать радость творчества. Игра совершенствует движения — малыш строит башню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, рисует, и эти занятия развивают у него тонкие движения пальцев, улучшает согласованность, зрение, движения рук. Активные игры – бег, ходьба, прыжки, приседания, лазание. Броски развивают ловкость, силу, закладывают фундамент для будущего активного образа жизни.
Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры — забавы важны для физического развития – проводятся на вечерах досугах, спортивных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, но требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. В своей работе использую с детьми следующие подвижные игры: «Смелые мышки», хоровод «Огуречик», «У медведя во бору», «Поезд», «Колпачок», игры на развитие памяти, внимания «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Что за предмет?». Игры на развитие двигательной координации «Большие ноги шли по дороге», «Карусель», игры – забавы, заводные игрушки, хоровод с куклами, мыльные пузыри. Оказывая детям помощь в организации игр нельзя подавлять их инициативу и навязывать свои идеи, необходимо сочетать контроль с представлением свободы и самостоятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, а позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Источник: