Доклад из опыта работы «Детское портфолио как инновационная технология»

Изюмова Наталья
Доклад из опыта работы «Детское портфолио как инновационная технология»

«Основной смысл портфолио –

показать всё, на что способен ребёнок»

Новикова Т. Г.

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно.

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить индивидуальные достижения детей всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

• создать ситуацию успеха для ребёнка;

• содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей;

• развивать и расширять круг познавательных интересов;

• формировать установку на творческую деятельность;

• формировать положительные нравственные качества личности;

• способствовать приобретению и развитию умений рефлексии;

• создать условия практического применения приобретённых знаний и умений;

• наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии:

• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная);

• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная);

• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая);

• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая);

• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками, тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая);

• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая);

• и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал, всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии.

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:

• нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;

• перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;

• превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;

• изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;

• хранение портфолио в недоступном для детей месте;

• перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % — текста, а 80% всего остального.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио;

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг– определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего 3 позиции:

— полнота и разносторонность представленных материалов;

— степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио;

— единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т. д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Примерный рубрикатор:

• «Здравствуйте, это я»

• «Моя группа»

• «Мои друзья»

• «Моё творчество» («Золотые ручки»)

• «Мои успехи»

• «Мои достижения»и т. д.

Если говорить о видах портфолио, то сегодня их уже несколько:

— это веб-портфолио (существуют специальные порталы, на которых можно его создать,

— электронные портфолио или портфолио-презентации.

— портфолио-раскраска, так как листы в нём напечатаны в черно-белом цвете и ребёнок самостоятельно их раскрашивает в процессе работы над портфолио.

— наиболее распространёнными и удобными являются печатные портфолио с готовыми титульными листами и разделителями, «пустографами», куда можно заносить информацию.

— полностью рукотворное портфолио.

С чего начать?

Рассказать детям о планируемой работе, максимально доступно объяснив цели и прогнозируемый результат. Показать детям уже готовые образцы, тем самым мотивируя их к совместной деятельности. Предложить самостоятельно оформить первый раздел портфолио (рубрики «Здравствуйте, это Я»,«Мои друзья», «Моя группа»).

Продолжить формировать детское портфолио, оформляя вместе с ребёнком рубрики: «Моё творчество», «Мои достижения», «Мои успехи». Вести работу в системе, постоянно пополняя детское портфолио не только его рисунками, но и фотографиями, образцами речетворчества (рассказы, стихи, сочинённые ребёнком, записями интересных случаев, произошедших с ребёнком в детском саду, фиксацией его успехов.

Надо постоянно напоминанать о необходимости пополнения портфолио, помня о том, что портфолио – важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «воспитатель-ребёнок».

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

• самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т. д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);

• мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, детское портфолио – это:

• технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;

• способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;

• коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;

• инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;

• форма работы с детьми.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н. Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)

2. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И. В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)

Источник: maam.ru