Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста

Стратулат Маргарита Игоревна
Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста

В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. Такой материал можно включать в основную часть занятия по ФЭМП или использовать в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей.

«Что бывает такой формы?»

Цель: закрепление умения различать фигуры, развивать мышление.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы: Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное. Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т. д.

«Незаконченные картинки»

Цель: ознакомление детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Ход игры: В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

«Игры-договорки»

Цель: развитие умения узнавать по описанию геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах.

1)Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На медаль, на блинок, на осиновый листок.

Людям я старинный друг. Называют меня … круг.

2)Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч, и он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

3)На фигуру посмотри и в альбоме начерти

Три угла. Три стороны меж собой соедини.

Получился не угольник, а красивый… (треугольник).

4)Он похожий на яйцо или на твое лицо.

Вот такая есть окружность — Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал).

5) Растянули мы квадрат и представили на взгляд,

На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник — стал квадрат… (прямоугольник).

6) А братишка мой, Сережа, математик и чертежник —

На столе у бабы Шуры чертит всякие. фигуры

«Назови свой автобус»

Цель: закрепление умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Ход игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями, кондуктор (воспитатель) раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепление умения различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Ход игры: Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Геометрические фигуры»

Цель: развитие представлений о геометрических фигурах

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.

«Найди и назови»

Цель: закрепление умения быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребенком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

«Какой?»

Цель: закрепление умения сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные)

Материал: ленты разной длины и ширины.

Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.

«Найди игрушку»

Цель: развитие умения определять пространственные направления от себя.

Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»

«Расскажи про свой узор»

Цель: закрепление пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг — от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: закрепление умения различать временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход игры: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«День и ночь»

Цель: закрепление знаний детей о частях суток.

Ход игры: Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них — линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а воспитатель подает сигнал.

«Когда это бывает?»

Цели: закрепление знаний детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«Какое число рядом»

Цель: закрепление умения в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре его — водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Кто быстрее назовет»

Цель: закрепление навыков счета.

Содержание. В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.

«Угадай»

Цель: закрепление навыков счета в пределах).

Ход игры: В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число (). Какое число, задумал зайка?

Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше) на 1. В кругу — число больше) на 1. и т. д.

«Живые числа»

Цель: закрепление счета (прямого и обратного) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

Источник: maam.ru