Как помочь ребенку стать популярным в среде сверстников

Нередко можно заметить, что наиболее послушные дети, которых воспитатели в детском саду ставят в качестве примера другим, практически не пользуются популярностью у сверстников. С такими детьми не любят играть, их не приглашают в гости. А самых обычных ребят готовы взять хоть в разведку, хоть в космос, причем порой они не имеют особых талантов. Почему взрослые и дети оценивают сверстников по-разному и как повысить популярность ребенка?

Детский коллектив оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь маленького человечка, поэтому очень важно создать такие условия, чтобы малыш научился общаться и обрел популярность у сверстников. Если отношения с другими детьми сложились благополучно, то дальше у чада не возникнет сложностей с коммуникацией и общением.

Как складывается детская популярность

Для того, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться в детской среде, родителям важно знать, как складывается популярность между ровесниками. Психологи выявили, как ведут себя популярные и непопулярные дети в детском саду:

    В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать уже сложившиеся отношения между детьми. Они избирательно относятся к выбору друзей, предпочитают создавать определенные компании из нескольких человек. К каждому ребенку в коллективе сверстников относятся по-разному. Некоторые становятся любимчиками, лидерами и заводилами, остальных попросту не замечают или постоянно дразнят и стараются унизить. В детском саду нет сложных задач, которые следует выполнить и потянуть за собой коллектив, поэтому проблема лидерства как таковая здесь отсутствует. Однако в силу вступает популярность, которая показывает симпатию дошколят к определенному ребенку.
    Старшие дошкольники могут осознанно отвечать, почему им нравится тот или иной сверстник и с кем они не хотят общаться вообще, кто им неприятен. Родители могут поинтересоваться у чада, с кем он хочет дружить, кого он с удовольствием позвал бы в гости, а кого нет. Обычно на такие вопросы дети отвечают достаточно легко. Они с уверенностью называют несколько человек, с кем хотели бы жить по-соседству или постоянно общаться. Также моментально они указывают на тех детей, от которых предпочитают держаться как можно дальше. Так появляется популярность ребенка.
    Отношение дошкольника к ровесникам зависит от личного опыта и наглядного положения вещей, также учитываются последние произошедшие события. Однако в большинстве случаев разные детки повторяют одни и те же имена, популярные и непопулярные дети твердо занимают свои позиции.
    Воспитатели в детских садах зачастую оценивают популярность или ее отсутствие недостаточно корректно. В большей степени они основываются на нормах поведения, обращают внимание на дисциплину, успешность в тех или иных делах, таланты и воспитание. Для детей все это совершенно не играет роли. Дошкольники, которые с точки зрения воспитателя являются популярными, иногда вызывают у сверстников только антипатию и резкое отрицание.

Методы выявления

Внимательным взрослым легко определить положение ребенка в коллективе сверстников. Психологи разработали доступные методы выявления популярных — непопулярных детей:

Родителям поможет наблюдение за общением своего чада со сверстниками. Они вполне смогут понять, тянутся к нему другие детки или нет, избегают ли с ним общения. Например, сейчас стало модным приглашать ребят на дни рождения или в гости на праздники. Это хороший повод определить положение собственного ребенка среди ровесников: отзовутся ли на его приглашение или сами пригласят.
Также будет не лишним пообщаться с чадом в игровой форме (например, при помощи игрового теста "Лесенка"), чтобы понять, считает ли он себя отверженным или предпочитаемым ровесниками.
Стоит обратить внимание и на обиды, насколько малыш недоволен поведением своих сверстников, считает ли он их требования и действия несправедливыми или спокойно относится ко всему происходящему.
Взрослые всегда могут определить степень популярности ребенка, если хорошо присмотрятся к нему, выслушают мнение воспитателей или обратят внимание на поведение малыша на детской площадке среди других ребят.

Основные причины

Почему же одни дети пользуются популярностью в кругу сверстников, а другие нет? Чем это можно объяснить, и какими качествами должен обладать популярный ребенок? Специалисты проводили многочисленные исследования, где сравнивали психологию ребенка — лидера и ребенка — отверженного. Рассматривался интеллект, инициативность, общительность и другие качества. В результате выяснилось:

    Популярные и непопулярные дети в детском саду обладают одинаковым интеллектом и желанием познавать мир, даже умеют решать конфликты в социальной сфере. Тем не менее одни этими качествами вызывают антипатию у сверстников, а другие пользуются всеобщей любовью.
    Инициатива в играх и уровень общительности не является показателем популярности. Однако дети, которые являются слишком замкнутыми и малоактивными, не пользуются признанием окружающих.
    Также сверстники не любят надоедливых, стремящихся руководить, малышей. Подобное поведение крайне не нравится другим дошколятам, поэтому они не желают дружить с назойливыми детишками.
    Сверстники не одобряют настойчивое желание лидерствовать и устанавливать собственные правила игры, навязывать волю.
    Уровень популярности не зависит от интеллекта ребенка, большую роль играет эмоциональное состояние ребятишек.

Важно! Наиболее популярные личности находятся в средней позиции по данным показателям. Самые существенные различия между популярностью и непопулярностью психологи обнаружили исключительно в эмоциональной области.

    Популярные ребята, в отличие от непопулярного ребенка, всегда выражают интерес к деятельности других, постоянно интересуются, чем те занимаются, с удовольствием присоединяются к игре. Причем они оказывают поддержку и поощрение окружающим. Непопулярные малыши постоянно твердят другим: «У вас ничего не получится. Вы не умеете. Ты не можешь даже поделку нормально сделать». И на ответную реакцию пытаются навязать собственное мнение: «Дай я тебе покажу».
    Пользующиеся популярностью дети показывают искреннее отношение к миру. Они радуются успехам товарищей и огорчаются при виде их промахов, пытаются помочь. Непопулярные личности выказывают безразличие к неудачам и радостям окружающих, наоборот, расстраиваются при виде чужой удачи или чужой новой игрушки. Такие дошколята часто не соглашаются с оценкой других, сравнивают их с собой и доказывают, что они лучше. Иногда похвалы взрослых в адрес другого малыша вызывают слезы у отвергнутого ребенка.
    Дошкольники, с которыми желают общаться сверстники, всегда выслушивают их предложения и просьбы, внимательно относятся к окружающим независимо от уровня общения и интеллектуальных способностей. Они могут отдать необходимые вещи, чтобы успокоить малыша. Не пользующиеся популярностью ребята так поступать даже не собираются.
    Популярные личности, даже если их обидели, не пытаются решать конфликты угрозами и не требуют наказания других. Для них лучше справиться с неприятностью мирно или вовсе промолчать. Непопулярным — присуща агрессивная демонстрация силы.

Пример: Дошкольнику продемонстрировали сломанную игрушку другого малыша и спросили, что бы он сделал в подобной ситуации? Популярный ребенок стремился починить игрушку, поддержать товарища. Непопулярные дети выражали агрессивное поведение, грозились побить другого малыша.

    Исследования психологов показывают, что самыми важными качествами личности признанного всеми малыша является не общительность и интеллект, творчество или талант организатора, а нравственность. В это понятие входит способность к сопереживанию, доброта, отзывчивость, доброжелательность или способность уступить другим. Популярные дети могут помочь ровесникам, поделиться с ними секретами, порадоваться успехам и сочувствовать во время поражений. В итоге такие малыши обретают уважение среди ровесников, становятся популярными, с ними желают общаться.

Важно! Популярные дети тоже ссорятся и умеют обижаться «навсегда», спорят и вступают в соревнования. Однако это не является их основной целью. Всеобщее признание у дошкольников появляется именно потому, что они не мечтают всех превзойти и показать себя главными. Стремление самоутвердиться полностью отсутствует и происходит как данность.

Что такое непопулярный ребенок

Замечено, что некоторые дети пытаясь приобрести популярность, вырабатывают свою стратегию. Например, одни всеми способами стараются демонстрировать собственные способности, показать свои преимущества (хвастаются силой или обладанием дорогих вещей), стремятся выставить на всеобщее обозрение собственные таланты. Но не умея проявить себя, отвергнутые ребята нередко замешаны в драках и могут быть их провокаторами, стремятся к лидерству и командам над остальными.

Другие избегают всяческого взаимодействия с ребятами, не принимают участие в массовых играх, у них присутствует страх проявить себя. Однако все без исключения постоянно переживают по поводу собственных «недостатков», стараются показать себя только с лучшей стороны и комплексуют. Отчуждение дошкольника от общества детей приносит ему большое количество проблем в жизни, показывает невозможность общения со сверстниками, заставляет проявлять себя агрессивно и в дальнейшей жизни.

Дети, которых отвергают сверстники, часто начинают защищать себя. Защитная реакция может выражаться в различных формах, доходить до агрессивного и враждебного поведения или, наоборот, полного ухода в собственный внутренний мир. Такое поведение неизменно влечет сложности в общении в дальнейшем. Например, при переходе из детского сада в школу непопулярный ребенок в классе может стать изгоем.

Важно! Родители своевременно должны заметить агрессию своего чада по отношению к другим, обратить внимание на то, как ребенок воспринимает окружающих.

Как повысить популярность ребенку: рекомендации родителям

Любящие родители всегда переживают, если видят, что их малыш отвергается сверстниками или не занимает должной позиции в коллективе. Они стараются всеми силами повлиять на это положение. Особенно это важно, когда идет адаптация ребенка в новом коллективе. Психологи советуют во избежание родительских ошибок использовать следующие правила:

Следует прислушаться к советам педагогов, чтобы помочь ребенку обрести авторитет в окружении. Помнить, что только в общении можно научить собственное чадо правильному восприятию ровесников.
Нужно избавиться от собственного страха, что дитя недооценивают, ведь именно это чувство переходит к ребенку и заставляет его самоутверждаться любыми доступными способами.
Обращать внимание на развитие ребенка во время коммуникаций с окружающими. Для этого можно устраивать совместные игры, учить говорить комплименты или хорошие слова друзьям, давать интересные прозвища, стремиться делать нечто хорошее для них. Можно предлагать чаду надевать «очки розового цвета» и стремиться рассмотреть хорошее в остальных малышах.
Важным правилом для переучивания малыша является наглядный пример ребят, которые показывают хорошее и положительное отношение к нему.
Специалисты утверждают, адаптация малыша в детском коллективе пойдет гораздо быстрее, когда непопулярного ребенка начинают хвалить за малейший успех, дарить подарки, поощрять, подчеркивать их достижения перед другими ребятами.
Дошколята нередко не видят конкретных высказываний и действий окружающих, а обращают внимание на них только во время угрозы или помехи его личным занятиям. Нужно научить выслушивать других, присматриваться к сверстникам. Лучше всего для этого подходят игры на воспроизведение. Пример: Можно поиграть в "Сломанный телефончик", "Как звучит эхо", "Что не так в зеркале". Популярной является игра "Где мы были — мы не скажем, а что делали — покажем".

Важно! Малыш должен научиться все действия по коллективному общению совершать самостоятельно, без наставлений и указаний взрослых.

Советы психологов

Если родители заметили, что их ребенок не пользуется популярностью среди сверстников, то стоит воспринять это достаточно серьезно. Следует понаблюдать за его взаимоотношениями со сверстниками, определить, что происходит, может ребенок совершает неправильные действия или провоцирует остальных.
Желательно пообщаться с родителями других ребят, которые смогут пояснить недовольство своих детей поведением ребенка. Если непопулярность или изоляция от общества слишком велика, то необходимо отправиться на консультацию психолога или невропатолога.
Лучше поговорить с воспитателями или педагогами, рассказать о возникшей проблеме и постараться решить ее сообща. Необходимо уменьшить воздействие негатива и унижения других дошкольников до разумного предела, попросить родителей группы поговорить со своими детьми, пока отвегнутый ребенок не начнет меняться.
Полезно пригласить в гости товарища из детского сада или взять его на совместную прогулку на детской площадке. Нужно пригласить только одного друга во избежание ситуации «третий лишний, запасной». Если поведение ребенка окажется агрессивным и неприемлемым, то следует в мягкой форме указать чаду на его минусы.
Если ребенок сосредоточен на своей проблеме при становлении своего положения в коллективе, на первых порах необходим присмотр взрослых, которые могут ему указать на неподобающее поведение и остановить.
Желательно отдать отвергаемого малыша в секцию или на другие массовые занятия. Многие дети находят товарищей по интересам впоследствии, что помогает налаживанию общения с детьми в своей детсадовской группе или классе.

Важно! Если у малыша происходит неприятная ситуация с ровесниками, то следует обязательно дать ребенку выговориться и посочувствовать ему, предложить варианты возможного выхода из непростой ситуации. Нельзя ругать и сыпать упреками!

Родителям нужно помнить, что понимание и безусловная любовь помочь непопулярному ребенку обрести всеобщее расположение.

Источник: myintelligentkids.com