Зональный семинар-тренинг для лидеров школьного самоуправления «Основы ученического самоуправления»

Ольга Белан
Зональный семинар-тренинг для лидеров школьного самоуправления «Основы ученического самоуправления»

Цель: создание условий для развития лидерского потенциала личности. Ознакомление с понятием ученического самоуправления.

Ход занятия

I Приветствие

1. Упражнение «Знакомство»

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы — и ведущие тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. —

Комментарий. Такое предложение вызывает оживление и улыбки. Некоторые сразу же задают вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. В тренинге могут возникнуть случаи, когда кто-либо из участников требует, чтобы к нему обращались по имени и отчеству. Ведущий и в этом случае не возражает. Скорее всего, если все остальные участники выбирают для себя не совсем обычные игровые имена, то участник, к которому все вынуждены обращаться официально, скоро начнет испытывать некоторый дискомфорт Интересно, что использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж и говорит свое имя, группа повторяет за ним его имя.

Комментарий. Большое значение имеет то, какое имя предлагает первый из участников: если он не побоялся рискнуть, то и другие выберут необычные, яркие имена. Поэтому тренер может первым назвать свое игровое имя.

II Разминка

Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз, два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать рядом. Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками.» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.

Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с новым игроком. Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими. В конце можно предложить участникам поздороваться своим способом.

III Основная часть занятия

2. Презентация «Дом, в котором мы живем»

Лидерам школьного самоуправления дается информация об учреждении, на базе которого будут происходить зональные семинары-тренинги.

3. Анкетирование

Участники тренинга письменно отвечают на несколько вопросов:

1. Что вы хотели бы узнать о самоуправлении и лидерстве?

2. Назовите ярких лидеров в современном российском обществе.

3. Сколько времени вы состоите в Президентском совете вашей школы?

4. Нравится ли вам работать в команде?

5. Как вы относитесь к критике в свой адрес?

4. Игра «Лидер»

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в парах коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

Тема работы: «Я – лидер!» В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмическая музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как «субботник» завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.

Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе других участников.

6. Игра «Ха-ха-ха»

Ведущий спокойно и четко произносит вслух один слог: «Ха». Далее по кругу следующий гость громко и внятно произносит два следующих слога: «Ха-ха». Третий участник поддерживает двух предыдущих и продолжает: «Ха-ха-ха». И так далее!

Задача: внести творческое разнообразие: говорить с пафосом, торжественно и внушительно, поправлять воображаемый галстук и так далее.

7. Тест «Я – лидер»

Я — лидер? – очень часто этот вопрос задают. Тест, который находится ниже, поможет вам узнать – Лидер ли я. Надо же понимать, куда двигаться дальше.

Ребята, ваша задача честно отвечать на вопросы: да или нет.

Вопросы

1. Я несу ответственность за все, что случается в жизни у меня.

2. В моей жизни было бы меньше проблем, если бы мое окружение изменило бы отношение ко мне.

3. Я сначала размышляю над причинами своих неудач, а потом действую.

4. Я думаю, иногда, что родился под несчастливой звездой.

5. Люди, у которых алкоголизм, сами виноваты в этом.

6. Бывает так, я думаю, что за большинство ситуаций в моей жизни несут ответственность те люди, под влиянием которых я нахожусь.

7. Если я простужаюсь, то предпринимаю решение о самостоятельном лечении.

8. Из –за того, что я такая (ой) вспыльчивая (ый) – это вина других людей.

9. Все проблемы можно решить.

10. Мне нравится помогать разным людям, потому что чувствую искреннюю благодарность от них.

11. Если происходит конфликт, то при размышлении о том, кто виноват – я начинаю поиски с себя.

12. Если вдруг черный кот перешел мне дорогу, то я тут же перехожу на другую часть улицы.

13. Любой человек, всегда должен быть сильным, и не важно, что у него случилось в жизни.

14. Даже со знанием всех своих недостатков, мне хочется, что мое окружение относилось ко мне снисходительно.

15. Если я не могу повлиять на ситуацию, то я мирюсь с этим.

Если вы ответили «Да» на 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 – присваиваете каждому ответу 10 очков. В ином случае – 0 очков.

Если ответили «Нет» на 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 и 15 – присваиваете ответу 10 очков. В ином случае – 0 очков.

Если ответ «Не знаю» — то 5 очков.

Более 100 баллов – вы капиталист, собственник жизни, с чувством ответственности, многое берете на себя, не преувеличивая ничего.

До 100 баллов – вы охотно бываете рулевым, но в нужный момент можете передать руль. Гибкость и рассудительность – ваши союзники.

Меньше 50 баллов – вы довольно легко подчиняетесь внешним факторам. И вам очень сложно будет вести свой бизнес.

А теперь, готовы ответить на вопрос: «Я — лидер?»

8. Игра «Палочка»

У каждого игрока есть шесть палочек, одинаковых по размеру. Задача игроков – составить из палочек четыре одинаковых треугольника.

Если вы не знали этой задачи раньше, вам пришлось изрядно поломать голову: вы не один раз перемещали злополучные спички по поверхности стола и уже отчаялись найти решение. Но вдруг ваш взгляд случайно упал на забытый на столе пакет молока; и вы увидели, что перед вами не просто продукция молочной промышленности в удобной упаковке, а геометрическая фигура, имеющая четыре треугольника и шесть граней — треугольная пирамида, именуемая тетраэдром. И ваши спички сразу выстроились: три образовали треугольник, лежащий в основании, три другие поднялись над столом, образуя грани пирамиды, сходящиеся в одной точке — вершине.

9. Игра «Это мой нос»

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и т. д.

Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

10. Анкетирование

Анкета обратной связи

1. Как Вы оцениваете прошедшее занятие (1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10)

2. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии___

3. Что бы хотели узнать на следующих занятиях___

11. Домашнее задание

Ребятам предлагается подготовить к следующему семинару ответ на вопрос: какими качествами обладает современный человек в нашем обществе?

IV Рефлексия

12. Упражнение: «Я желаю себе и другим…»

Ребята продолжают фразу по кругу: «Я желаю себе и другим…», ведущий завершает упражнение последним.

13. Книга ярких впечатлений

Участники тренинга вписывают в страницы книги свои впечатления и пожелания.

Источник: maam.ru