Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Как птицы готовятся к зиме»

Алфёрова Ольга
Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Как птицы готовятся к зиме»

Тема «Как птицы готовятся к зиме»

Цель:

развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц;

воспитывать желание заботиться и оберегать их.

Задачи:

расширить представление у детей о зимующих и перелетных птицах;

углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма);

классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец, на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания, формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми; закреплять умения выполнять правила игры, воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Предварительная работа:

рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц;

наблюдение за птицами на прогулке;

наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления;

Оборудование:

компьютер,

проектор,

картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,

дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации,

Ход занятия:

Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи,

Направляются на юг.

Но остался сизый голубь

Зимовать на ветках голых.

— Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

— Какие птицы остаются у нас зимовать? (зимующие)

— Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята)

— А почему они улетают на юг? (Ответы детей)

— Посмотрите на экран и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?

(ласточки, кукушки, скворцы) (слайд 2)

Воспитатель:

— Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.

Чтение загадок (загадки о зимующих птицах, беседа) (слайд 3)

А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки:

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (Снегирь)

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, это снегирь.

— Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)

— Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)

— Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая.

— А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?

— Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)

Воспитатель:

— Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.

— Слушаем следующую загадку: (слайд 4)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует (Воробей)

Воспитатель:

— Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.

Следующая загадка: (слайд 5)

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая. (сорока)

Воспитатель:

— Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте скажем, как называются эти птицы (зимующие).

— Посмотрите на экран и назовите зимующих птиц (слайд 6)

(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)

— А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются? (Ответы детей)

Воспитатель:

— Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.

4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

(показ компьютерной презентации) (слайды 7-8)

5. Физкультурная минутка:

Насекомые пропали

Птицы в лесу заскучали. (взмахи руками)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать? (пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо-влево)

Вместе собрались,

Стаей назвались. (дети встают в круг, взявшись за руки.)

Дружно взлетели,

На юг полетели (поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)

Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (поворачивают налево, летят дальше.)

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите (садятся на свои места.)

Воспитатель раздает раскраски птицы. дети раскрашивают.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных зимующих птицах?

Что понравилось? (Ответы детей)

Источник: maam.ru