Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по временам года» для детей средней группы
Кобыжакова Людмила Геннадьевна
Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по временам года» для детей средней группы
Цель: Уточнить знания детей о характерных признаках времен года.
Задачи:
— Образовательные: учить детей отгадывать загадки. Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать умение замечать красоту природных явлений.
— Развивающие: навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление, связную речь.
— Воспитательные: учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища. Воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе.
Методы: игровые, наглядные, словесные.
Здоровьезберегающие технологии: релаксирующая музыка, физкультурная минутка.
Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, дерево, снеговик, морковь, кораблики, ИКТ, корзины, ручеек из ткани, угощение.
Раздаточный материал: лодочки из бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать общаться, мне хочется подарить вам радостное настроение. А для этого, повторяйте со мной:
Здравствуйте глазки, мик-мик-мик!
Здравствуйте щечки, плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки, топ-топ-топ!
Здравствуйте губки, здравствуйте зубки!
Здравствуй мой носик, бип-бип-бип!
Здравствуйте гости, всем привет!
— Теперь я вижу, что все у нас сегодня веселые и доброжелательные. Молодцы!
— Я хочу с вами познакомиться. Передавая шарик, нужно сказать свое имя (начинаю с себя).
— Вот и познакомилась.
2. Основная часть.
— Ребята, я хочу пригласить вас отправиться в необычное путешествие, а путешествовать мы будем по временам года. Вы готовы? Но прежде, чем попасть в одно из времен года, давайте немного поиграем.
Как светит солнышко летом? (дети широко растопыривают пальцы)
Как светит солнышко осенью? (пальцы полусогнуты, мышцы ладони напряжены)
Как светит солнышко зимой? (пальцы собираются в щепотку)
— Молодцы! Хорошо поиграли пальчиками, теперь можно и в путь отправиться.
— Ребята, а на чем можно путешествовать? (поезд, самолет, велосипед, пароход и т. д.)
— Сейчас вы отгадайте загадку и догадаетесь в какое время года мы с вами попадем.
— Дел у меня не мало,
Я белым одеялом-всю землю укрываю,
Белю поля, дома
Зовут меня… (зима)
— А на чем мы по снегу в зиму отправимся? (санки, лыжи)
С горки вниз, а в горку вверх,
И никто не отстает, надо вырваться вперед!
— Вот и зима, а что вы знаете о зиме? (зимой холодно, мороз, вьюга)
— Ребята, а чего так много зимой? (зимой много снега)
— Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный)
— Скажите, а в какие игры вы любите играть зимой? (строить горки, кататься на санках, буранах, играть в снежки, лепить снеговиков)
— Хорошо!
— Ребята, подождите, послушайте, кто-то идет?
— А кто это? Вы его узнали? (снеговик)
Включается аудиозапись: «я смотрю на вас, вам так весело, вас так много, а я один остался. Мне скучно»
— Снеговик, а что у тебя нет друзей?
Запись: «Был у меня друг, но вы знаете, началась вьюга, друг мой упал и рассыпался, ребята, помогите мне его собрать»
— ну, что поможем снеговику?
— Ребята, вот посмотрите, несколько комков снега, катите их сюда. Сколько их здесь? (3)
— Давайте посмотрим, какие они по величине? (большой, поменьше и маленький)
— Вроде все на месте, давайте попробуем собрать снеговика (собирают снеговика)
— Вот, молодцы! Вам, не кажется, что чего-то не хватает? (глаза, нос, рот)
— А из чего нам их сделать? Давайте посмотрим по сторонам? (находим детали, прикрепляем к снеговику)
— Все, снеговик, мы твоего друга собрали!
«Ребята, большое вам спасибо! Теперь у меня есть друг и мне будет веселее. До свидания»
— А мы отправляемся дальше, а куда? Слушайте загадку!
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (весна)
— Хорошо, а в весну мы отправимся… на воздушном транспорте. Может, кто догадался, на чем полетим? (самолет)
(звук птиц)
Самолет летит, самолет гудит у-у-у-у-у-у
— Посмотрите, как все изменилось. Что стало со снегом? (солнце стало греть ярче, снег начинает таять)
— А вы слышите, что это за звуки? (птицы поют). Весной прилетают птицы из теплых краев. Давайте присядем и послушаем (слушают пение птиц в записи)
— Ой, ребята, мы, когда собирались в путешествие, об этом узнали дети из старшей группы, они сделали лодочки и попросили, чтобы вы, увидев ручеек, отправили их в дальнее плавание. Вот они, я сейчас каждому буду давать лодочку, а вы называйте её цвет.
— Лодочки наши поплыли, и нам пора отправляться дальше. А может и мы поплывем на лодке?
— Гребем веслами (вращения руками!
— А куда мы приплыли, узнаем отгадав загадку.
Долгожданная пора, детвора кричит «Ура!»
Что ж за радость это? Наступило (лето)
— Что вы знаете о лете? (жарко, светит солнце ярко, много цветов)
— Давайте мы превратимся с вами в цветочки.
Физкультминутка «Волшебный цветок»
— Прекрасные цветочки, а нам пора отправляться дальше. На чем поедем (имитация вращения колес? (поезд)
Паровоз, паровоз, новенький блестящий,
Он вагоны повез, будто настоящий чух-чух-чух
— Наш поезд привез нас в удивительное место…
Несет урожай. Птиц к югу отправляет, деревья раздевает,
Но не касается елочек и сосен. Это золотая (осень) слайд
— А какая погода осенью? (дождливая, холодная, солнце прячется за тучами)
— А что делают животные осенью? (запасают пищу)
— Что происходит с растениями, с листвой на деревьях? (желтеют, краснеют, опадают)
— Правильно! А что убирают с полей и огородов? (урожай)
— Посмотрите, кто-то вез урожай и рассыпал. Давайте его соберем? Овощи в красную корзину, а фрукты в зеленую. (звучит запись, дети выполняют задание). Посмотрите, верно ли собрали урожай?
— Пока вы собирали, к нам через поле напрямик, скачет серый воротник. Кто это?
(включается звук)
— Зайца к нам отправил снеговик, он приготовил вам угощение с приветом от зимы. Это необычные снежки, их можно есть. (зефир в тарелке или корзинке)
— Но это мы сделаем чуть позже, а зайчика нам нужно поблагодарить, а чем мы его угостим? (овощи). Вот тебе, зайка, подарок-корзинка с овощами! (корзинку подносите к экрану)
— А нам пора возвращаться в группу.
Раз, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
3. Рефлексия
— Ребята, где мы с вами побывали?
— Какие чудеса мы видели?
— Вам понравилось путешествовать?
— Какое у вас настроение?
— И у меня хорошее настроение, мне очень понравилось с вами играть! До свидания!
Источник: