Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по временам года» для детей средней группы

Кобыжакова Людмила Геннадьевна
Занятие по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по временам года» для детей средней группы

Цель: Уточнить знания детей о характерных признаках времен года.

Задачи:

— Образовательные: учить детей отгадывать загадки. Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать умение замечать красоту природных явлений.

— Развивающие: навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление, связную речь.

— Воспитательные: учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища. Воспитывать чувство любви и бережное отношение к природе.

Методы: игровые, наглядные, словесные.

Здоровьезберегающие технологии: релаксирующая музыка, физкультурная минутка.

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, дерево, снеговик, морковь, кораблики, ИКТ, корзины, ручеек из ткани, угощение.

Раздаточный материал: лодочки из бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать общаться, мне хочется подарить вам радостное настроение. А для этого, повторяйте со мной:

Здравствуйте глазки, мик-мик-мик!

Здравствуйте щечки, плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте ножки, топ-топ-топ!

Здравствуйте губки, здравствуйте зубки!

Здравствуй мой носик, бип-бип-бип!

Здравствуйте гости, всем привет!

— Теперь я вижу, что все у нас сегодня веселые и доброжелательные. Молодцы!

— Я хочу с вами познакомиться. Передавая шарик, нужно сказать свое имя (начинаю с себя).

— Вот и познакомилась.

2. Основная часть.

— Ребята, я хочу пригласить вас отправиться в необычное путешествие, а путешествовать мы будем по временам года. Вы готовы? Но прежде, чем попасть в одно из времен года, давайте немного поиграем.

Как светит солнышко летом? (дети широко растопыривают пальцы)

Как светит солнышко осенью? (пальцы полусогнуты, мышцы ладони напряжены)

Как светит солнышко зимой? (пальцы собираются в щепотку)

— Молодцы! Хорошо поиграли пальчиками, теперь можно и в путь отправиться.

— Ребята, а на чем можно путешествовать? (поезд, самолет, велосипед, пароход и т. д.)

— Сейчас вы отгадайте загадку и догадаетесь в какое время года мы с вами попадем.

— Дел у меня не мало,

Я белым одеялом-всю землю укрываю,

Белю поля, дома

Зовут меня… (зима)

— А на чем мы по снегу в зиму отправимся? (санки, лыжи)

С горки вниз, а в горку вверх,

И никто не отстает, надо вырваться вперед!

— Вот и зима, а что вы знаете о зиме? (зимой холодно, мороз, вьюга)

— Ребята, а чего так много зимой? (зимой много снега)

— Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный)

— Скажите, а в какие игры вы любите играть зимой? (строить горки, кататься на санках, буранах, играть в снежки, лепить снеговиков)

— Хорошо!

— Ребята, подождите, послушайте, кто-то идет?

— А кто это? Вы его узнали? (снеговик)

Включается аудиозапись: «я смотрю на вас, вам так весело, вас так много, а я один остался. Мне скучно»

— Снеговик, а что у тебя нет друзей?

Запись: «Был у меня друг, но вы знаете, началась вьюга, друг мой упал и рассыпался, ребята, помогите мне его собрать»

— ну, что поможем снеговику?

— Ребята, вот посмотрите, несколько комков снега, катите их сюда. Сколько их здесь? (3)

— Давайте посмотрим, какие они по величине? (большой, поменьше и маленький)

— Вроде все на месте, давайте попробуем собрать снеговика (собирают снеговика)

— Вот, молодцы! Вам, не кажется, что чего-то не хватает? (глаза, нос, рот)

— А из чего нам их сделать? Давайте посмотрим по сторонам? (находим детали, прикрепляем к снеговику)

— Все, снеговик, мы твоего друга собрали!

«Ребята, большое вам спасибо! Теперь у меня есть друг и мне будет веселее. До свидания»

— А мы отправляемся дальше, а куда? Слушайте загадку!

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла (весна)

— Хорошо, а в весну мы отправимся… на воздушном транспорте. Может, кто догадался, на чем полетим? (самолет)

(звук птиц)

Самолет летит, самолет гудит у-у-у-у-у-у

— Посмотрите, как все изменилось. Что стало со снегом? (солнце стало греть ярче, снег начинает таять)

— А вы слышите, что это за звуки? (птицы поют). Весной прилетают птицы из теплых краев. Давайте присядем и послушаем (слушают пение птиц в записи)

— Ой, ребята, мы, когда собирались в путешествие, об этом узнали дети из старшей группы, они сделали лодочки и попросили, чтобы вы, увидев ручеек, отправили их в дальнее плавание. Вот они, я сейчас каждому буду давать лодочку, а вы называйте её цвет.

— Лодочки наши поплыли, и нам пора отправляться дальше. А может и мы поплывем на лодке?

— Гребем веслами (вращения руками!

— А куда мы приплыли, узнаем отгадав загадку.

Долгожданная пора, детвора кричит «Ура!»

Что ж за радость это? Наступило (лето)

— Что вы знаете о лете? (жарко, светит солнце ярко, много цветов)

— Давайте мы превратимся с вами в цветочки.

Физкультминутка «Волшебный цветок»

— Прекрасные цветочки, а нам пора отправляться дальше. На чем поедем (имитация вращения колес? (поезд)

Паровоз, паровоз, новенький блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий чух-чух-чух

— Наш поезд привез нас в удивительное место…

Несет урожай. Птиц к югу отправляет, деревья раздевает,

Но не касается елочек и сосен. Это золотая (осень) слайд

— А какая погода осенью? (дождливая, холодная, солнце прячется за тучами)

— А что делают животные осенью? (запасают пищу)

— Что происходит с растениями, с листвой на деревьях? (желтеют, краснеют, опадают)

— Правильно! А что убирают с полей и огородов? (урожай)

— Посмотрите, кто-то вез урожай и рассыпал. Давайте его соберем? Овощи в красную корзину, а фрукты в зеленую. (звучит запись, дети выполняют задание). Посмотрите, верно ли собрали урожай?

— Пока вы собирали, к нам через поле напрямик, скачет серый воротник. Кто это?

(включается звук)

— Зайца к нам отправил снеговик, он приготовил вам угощение с приветом от зимы. Это необычные снежки, их можно есть. (зефир в тарелке или корзинке)

— Но это мы сделаем чуть позже, а зайчика нам нужно поблагодарить, а чем мы его угостим? (овощи). Вот тебе, зайка, подарок-корзинка с овощами! (корзинку подносите к экрану)

— А нам пора возвращаться в группу.

Раз, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

3. Рефлексия

— Ребята, где мы с вами побывали?

— Какие чудеса мы видели?

— Вам понравилось путешествовать?

— Какое у вас настроение?

— И у меня хорошее настроение, мне очень понравилось с вами играть! До свидания!

Источник: maam.ru