Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема занятия «Звук з и буква З»

Анна Владимировна Фоминцева
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема занятия «Звук з и буква З»

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема занятия «Звук З и буква З»

Цели:

а) коррекционно — образовательные:

закрепление правильного произношения звука «З» в слогах, словах, предложениях;

• закрепление умения определять место звука в слове, составлять звуковую схему слова;

• закрепление умения деления слов на слоги;

• закрепление умения составления схемы слов, предложений;

б) коррекционно — развивающие:

• развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;

• развитие мелкой моторики;

• развитие артикуляционной и мимической мускулатуры.

в) коррекционно — воспитательные:

• формирование положительной учебной мотивации.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами посоревнуемся!

— Первым на своё место сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на любой гласный звук.

2. Сообщение цели занятия.

— Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. Расставьте все буквы по порядку, и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа («ЗОЛУШКА») (Приложение 1).

— Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка»

Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке «Золушка» (иллюстрация Золушка в грязном платье).

— Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий.

3. Упражнения на развитие мимических мышц и артикуляционной моторики

— Сначала Золушка удивилась, изобразите удивление и произнесите звук «У». Потом Золушка огорчилась, произнесите звук «О». А потом Золушка придумала, как попасть на бал, и обрадовалась (изобразить радость и произнести звук «А»).

— Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания? Царство загадочное, поэтому задания необычные!

4. Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.

— Назовите первый звук в слове «Золушка». Сегодня мы с вами повторим звук «З».

— Произнесите звук «З» — громко, тихо.

— Дайте характеристику звуку «З» (звук «З» согласный, звонкий, твердый, обозначается фишкой синего цвета)

4. Произношение звуков в слогах.

— Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания. Встаньте со своих мест. Игра «Собери слог» (с мячом)

— Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА) (аналогично – зо, зу, зы)

— Назовите, первый звук в слоге «ЗУ»? («З, второй? («У») (аналогично за, зо, зы)

— Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)

— А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:

за-зо-зу-зы

зо-зу-за-зы

зу-зы-за-зо

зы-за-зо-зу

— Молодцы! Замок открылся!

Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.

5. Произнесение звука в словах, определение его позиции.

— Вышла Золушка из дома, а на поляне увидела зайца, зонт и незнайку.

— Определите, где находится звук «З» в названии картинок, и закрасьте соответствующее окошечко в схеме (Приложение 2).

6. Физминутка. «Зайки»

Сели зайки на пеньки, (приседание)

Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)

Спины чуть прогнули (выпрямили спину)

И лопатки все сомкнули,

Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)

Как красиво все сидят.

Руки в стороны подняли

И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).

7. Произнесение звука в словах, составление звуковой схемы слова.

— Пошла Золушка дальше, возле замка газон с цветами. На газоне растут волшебные ромашки. Прочитайте, что написано на ромашках (слоги «КО», «ЗА»)

— Напечатайте слоги «КО», «ЗА».

(Приложение 3)

— Подошла Золушка к забору, а возле забора увидела…, давайте отгадаем кого увидела Золушка. Составьте слово из слогов «КО», «ЗА». Какое слово у вас получилось? («КОЗА»). Сколько слогов в слове «КОЗА»? (два) Какой первый слог в слове «КОЗА», какой второй. Напечатайте слово «КОЗА».

(Приложение 4).

— Послушайте, какой слог я произношу с большей силой? (второй) Поставьте ударение в слове «КОЗА».

— Чтобы коза пропустила Золушку дальше, нужно составить звуковую схему этого слова.

— Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? (и т. д.)

— Сколько всего звуков в слове «КОЗА»? Сколько гласных, сколько согласных? Как вы догадались?

8. Пальчиковая гимнастика (выполнение движений по тексту)

На калитке висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.

9. Произнесение слов в предложении, составление схем предложения

— Вышла Золушка за забор и увидела Лесную Фею. Золушка попросила Лесную Фею: «Помоги мне, пожалуйста, попасть на бал»

«Конечно, я помогу тебе, — сказала Лесная фея, — но прежде мне нужна твоя помощь! Я получила телеграммы от лесных жителей, но злая кикимора перепутала все слова в предложениях! Помогите словам вернуться на свои места: подружи их и произнеси предложения правильно»

(Приложение 5).

Уши, зайцу, у, длинные

— Составьте схему предложения.

Боится лисы волка заяц и

Логопед вывешивает иллюстрацию к сказке «Золушка» (иллюстрация Золушка в бальном платье)

— Ребята, посмотрите, старое платье Золушки уже превратилось в красивое платье для бала. Ребята, скажите, платье для бала какое? (бальное)

10. Итог занятия:

— Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?

— Вот закончилось наше приключение. Интересно вам было? Давайте вспомним, какие трудности вы преодолевали. Молодцы!

— Золушка благодарит вас за помощь!

Источник: maam.ru