Заикание. Что важно знать

Светлана
Заикание. Что важно знать

Согласно МКБ-10 заикание относится к группе «Эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте». Речь при заикании характеризуется частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи.

По мнению И. А. Сикорского, ученого – классика, заикание является внезапным нарушением неприрывности (плавности) речевого потока, что обусловлено судорожными спазмами, возникающим в разных отделах речевой мускулатуры периферического речевого аппарата (дыхательном, голосовом, артикуляционном) как единого целого.

В свою очередь, авторы первой в России методики перевоспитания речи при заикании у детей дошкольного и ясельного возраста (Н. А. Власова и Е. Ф. Рау, рассматривают заикание, как нарушение темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции.

Несмотря на понимание заикания как нарушение темпо-ритмической организации речи, все же необходимо отличать заикание от других темпо-ритмических расстройств, среди которых так называемые «физиологические итерации (запинки) и «клаттеринг».

Физиологические итерации.

Речь изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, нехваткой дыхания вразных местах, хаотично разбросанных фраз, на фоне усиления торопливости и эмоциональной несдержанности. Эти явления могут пройти сами по себе.

Клаттеринг.

Слова опережают мысли, появляются эмболы («ммм,эээ», частыми повторениями элементов фразы не судорожного характера, торопливостью, общей неорганизованностью в оформлении мысли во фразовой речи, отсутствует речебоязнь.

Причины заикания.

1. Повышенная нервная возбудимость и эмоциональная реактивность при нормальном и опережающем развитии на фоне перегрузок.

2. Психические травмы острого или хронического характера.

3. При позднем формировании связной речи при нарушениях развития.

В структуре дефекта при заикании выделяют следующее:

-речевая судорожность

-сопутствующие движения (физические движения)

-психические проявления.

К специфическим затруднениям психического характера относятся: раздражительность, некоммуникабельность, повышенная эмоциональная реактивность, негативизм, пролонгированное выражение невротических реакций в общении.

В случаях хронификации заикания (при неудачных попытках его устранить в детстве) с возрастом формируются патологические стереотипы общения, в виде защитно-уловочных, пассивно-оборонительных, неадаптивных форм, препятствующих полноценному развитию их коммуникации и социализации в различных сферах.

Известно, что во многих коррекционных системах при формировании темпо-ритмической организации речи заикающихся недостаточно учитывается представление о заикании как о коммуникативном расстройстве.

Технологии формирования темпо-ритмической организации речи при устранении заикания.

Технология ритмизации речи, применяемые в различных системах комплексной реабилитации заикающихся:

-замедление темпа речи с сохранением естественной ударности;

-скандированное проговаривание;

-послоговое проговаривание с сохранением ударного слога;

-полный стиль произношения с отсутствием редукции гласных;

-координация произношения в сочетании с различными ритмическими действиями;

-синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и др.

Вопросы поиска путей комбинированного (логопсихологического) изучения и развития показателей темпо-ритмической организации речи и коммуникативно-речевого поведения заикающихся дошкольников с учетом:

– развития темпо-ритма психических и моторных процессов, для их координации в речевом акте;

– темпо-ритмической синхронности речевой и неречевой коммуникации заикающихся, при передачи и восприятии информации;

– использования темпо-ритмических процессов в развитии навыков коммуникативно-речевого самоконтроля для координации смысловых, произносительных и эмоционально-регуляторных механизмов в процессе общения.

Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста как способ коррекции речевой судорожности заикающихся.

1) Зрительный контакт с собеседником;

2) Мануальный жест: последовательная активность рук (руки) при контакте с собеседником;

3) Послоговая ритмизация: синхронизация с внешним ритмом и утрированной артикуляцией гласных звуков;

4) Специфически-утрированное «вхождение в речь»: синхронизация со зрительным контактом, мануальным жестом и внешним ритмом с использованием особого ритмического рисунка «интонационной люльки»;

5) Использование придыхания при произнесении смычных согласных как аналогов щелевых: синхронизация с внешним ритмом, зрительно-двигательным и слуховыми ассоциативными образами.

Блоковая структура представлена составляющими (часть 1-9).

-Коммуникативная модель ритмико-интонационной организации речи с использованием мануального жеста.

-Техники дыхания.

-Техники релаксации.

-Организация коррекционно-речевой среды в семье.

-Комплексная психолого-педагогическая диагностика.

-Техники воздействия а эмоциональную сферу.

-Техники активизация мотивационной сферы дошкольников.

-Коммуникативная модель ритмотерапии.

-Организация режима молчания в семье.

Источник: maam.ru