Загадочный турнир

Татьяна Матюшина
Загадочный турнир

ЗАГАДОЧНЫЙ ТУРНИР

Средняя группа

Программное содержание:

— совершенствовать умение детей отгадывать загадки, аргументируя свой вариант ответа;

— учить составлять загадки в виде короткого описательного рассказа с указанием характерных признаков объекта по заданному слову, по картинке, по игрушке, по предмету;

— расширять активный словарь путем подбора слов, обозначающих признаки и действия предметов;

— побуждать к объективной оценке работы сверстников;

— развивать познавательный интерес, логическое мышление, доказательную речь, умение работать в команде;

— воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться успеху товарищей, стремление оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Материал:

— 2 игрушки Микки-Мауса (мальчик и девочка);

— колокольчик (сигнал к игре);

— флаг турнира (со знаками «!» и «?»);

— пуговицы (для счета баллов);

— ширма;

— сундучок;

— портрет Загадалкина;

— письмо от Загадалкина;

— доска для картинок и Загадалкина;

— книга с загадками;

— тематические альбомы с загадками;

— картинки для загадок;

— игрушки и предметы для загадок.

Организация детей:

— прерванный полукруг, за ним – прямой ряд.

Предварительная работа:

— обучение детей отгадыванию загадок и составлению загадок.

Методы и приемы:

— сюрпризный момент;

— соревнование;

— работа в группах;

— вопрос (в т. ч. проблемный вопрос);

— уточнение;

— дидактические словесные игры и упражнения «Скажи – какой?», «Скажи – что делает?», «Чудесный мешочек»;

— взаимная оценка.

Ход турнира:

Организационный момент

В: — Ребята, сегодня у нас состоится необычная игра «Загадочный турнир». Мы будем отгадывать и загадывать друг другу загадки, которые придумаем сами. Нас ждут сюрпризы и много интересного. И прежде всего – это наши забавные гости: вот такие симпатичные мышата. Их зовут Умка и Думка. Они и возглавят наши команды. Итак, звучит сигнал, и команды занимают свои места.

Команда «Умки» (Воспитатель называет игроков, они проходят на свои места).

Команда «Думки» (аналогично).

И, конечно, в любой игре есть зрители (названные дети занимают места зрителей). Зрители будут не только «болеть» за игроков, но и принимать участие в игре, если игрокам понадобится помощь.

За каждую правильную отгадку и придуманную загадку команда будет получать по одной пуговке – баллу.

1-я часть

— Итак, звучит сигнал начала игры. (Звучит колокольчик)

Чтобы подготовить наш мозг к отгадыванию загадок, сначала проведем разминку – ведь мы знаем, что загадка – это…

Дети: — Для ума зарядка!

Дидактическая игра «Скажи – какой?» (с мячом)

Дети подбирают разные прилагательные к заданным существительным.

Дидактическая игра «Скажи – что делает?» (аналогично – на подбор глаголов)

— А теперь отгадаем загадки!

(Дети отгадывают загадки:

— из тематических альбомов о животных, растениях, явлениях природы, предметах; загадки, придуманные детьми 5-6 лет)

— загадки из «Чудесного мешочка» (отгадавший загадку ребенок ищет отгадку в мешочке)

Физкультминутка «Лавата»

2-я часть

— Ребята, сегодня в нашей группе очутился вот такой волшебный сундучок! Давайте посмотрим – что же там?. (открывает)

— Ой, тут письмо! От Загадалкина! (читает) Жаль, что сам он не смог к нам прийти, зато прислал свой портрет! Посмотрите, какой он необычный: он весь

состоит из знаков – таких же, какие мы видим на нашем загадочном флаге! Какие это знаки и что они обозначают?

(Вопросительный и восклицательный. Обозначают загадки и отгадки)

— Что ж, приступим к Загадалкиным заданиям!

1. Придумай загадку по словечку (на ушко).

2. Придумай загадку по картинке.

3. Придумай загадку из «Чудесного мешочка»

4. Придумай загадку из-за ширмы (за ширмой ребенок выбирает игрушку, придумывает загадку про нее, после отгадывания детьми показывает из-за ширмы)

3 часть

— Вот и подходит к концу наш турнир.

Давайте вместе посчитаем баллы – пуговки! (Считает вместе с детьми)

У кого пуговок больше? Давайте поаплодируем победившей команде!

А что можно посоветовать игрокам проигравшей команды, чтобы они в следующий раз одержали победу? (Быть внимательнее, чаще придумывать и отгадывать загадки, лучше думать)

А теперь выберем лучших игроков в команде «Умки» (дети называют и доказывают свой выбор. Аналогично – в команде «Думки». Лучшие игроки награждаются медалями. Звучит сигнал окончания игры)

— Желаем вам всем научиться придумывать интересные загадки и уметь отгадывать самые хитрые загатки!

Источник: maam.ru