Урок по истории для обучающихся 7 класса по теме: «Церковный раскол». Урок поможет ребятам понять роль личности в истории

Ирина Никитушкина
Урок по истории для обучающихся 7 класса по теме: «Церковный раскол». Урок поможет ребятам понять роль личности в истории

Обоснование

Предлагаемый урок может быть проведён в 7 классе в рамках курса «История России». Урок соответствует содержанию ФГОС общего образования.

В возрасте 13-14 лет у подростков активно формируется гражданственность, включающая в себя знание основных исторических событий, ориентацию в системе моральных и правовых норм, наличие позитивного отношения к фактам истории мировой цивилизации, формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной самооценки и морального чувства удовлетворения от самостоятельной деятельности по поиску информации. Данный урок может помочь решить эту задачу.

В ходе урока учащиеся смогут оценить роль личности в истории и значение толерантности в жизни общества, составить представление о причинах и последствиях церковного раскола как для XVII века, так и для последующих эпох, формировать коммуникативную культуру в процессе фронтальной и парной деятельности; развивать познавательный интерес; умение формулировать оценочные суждения.

Основные вопросы изучения материала:

1. Церковь после Смуты.

2. Реформы патриарха Никона.

3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

4. Церковный собор 1666 – 1667 гг.

5. Протопоп Аввакум.

Основные понятия и термины:

• Церковный раскол

• Старообрядцы

• Протопоп

• Реформа

• Самодержавие

• Патриарх

Основные даты:

1. 1653 – 1655 гг. – церковная реформа

2. 1666 – 1667 гг. – церковный собор

Персоналии:

• Михаил Романов

• Филарет

• Алексей Михайлович

• Никон

• Аввакум

Ход урока

1. Организационный момент

Задачи этапа:

• организация класса на работу, приветствие учителя.

2. Актуализация знаний

Вопросы учащимся:

— Вспомните, какие события происходили в истории России в начале XVII века?

— Какими были последствия Смуты для различных сфер жизни общества?

— Какие изменения произошли в этих сферах в первой половине XVII века?

— Кто приходил к власти в этот период времени?

Ответы учащихся:

— События Смутного времени, избрание Михаила Романова царём.

— Разорение, упадок хозяйства страны, опустошение казны, сокращение

численности населения…

— Изменения в социальной структуре населения, в хозяйстве страны,

в политическом устройстве…

— Лжедмитрий I, Василий Иванович Шуйский, Лжедмитрий II, бояре.

3. Проверка домашнего задания

Учитель:

Перед вами лежат карточки с тестом для проверки знания домашнего материала. Выполните задания теста. На выполнение работы вам отводиться 5 минут.

— Время работы с тестом закончилось. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените свой ответ, сверив с эталоном.

(Приложение 1 в технологической карте)

4. Создание проблемной ситуации

Учитель:

Ребята перед вами на доске расположена картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Посмотрите на неё (слайд № 1)

— Что изображено на картине?

— Что вас удивило?

— Обратите внимание на толпу. Какие эмоции людей передаёт нам художник?

— Какой возникает вопрос?

Предложите возможные варианты ответа на поставленный вопрос. (Заполняет на доске схему предположений, — «какие события могли лечь в основу написания картины»).

Учащиеся описывают картину.

— Боярыня изображена закованной в цепи, на простых санях.

— В толпе одни плачут, другие смеются и ликуют.

— Что произошло? Куда и почему везут боярыню в цепях?

— Предлагают возможные варианты ответа.

Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для ответа на вопрос.

Учитель записывает проблемный вопрос: сформулированный учащимися.

5. Целеполагание

Учитель:

Буквы в словах темы урока на доске перепутались, расставьте их верно и определите тему сегодняшнего урока.

(Приложение 2 в технологической карте урока) (слайд № 2).

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Власть и церковь. Церковный раскол (слайд № 3).

Какова будет цель нашего урока?

Познакомиться с церковным расколом и отношениями царя и патриарха в XVII веке.

Опираясь на тему урока, сформулируйте учебные задачи.

Познакомиться с причинами и последствиями церковного раскола. Изучить отношения власти и церкви в этот период.

Для чего мы должны это изучить? Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения (слайд № 4)

6. Изучение нового материала

Учитель:

Смутное время – стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для Русской Православной Церкви.

— Почему?

— Кому и когда удалось освободить Москву от польских захватчиков?

Предлагает учащимся послушать отрывок оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» «Славься».

— Какие чувства передаёт нам эта музыка?

Далее учитель сообщает, что совсем скоро колокола зазвучат вновь, но уже по-другому. Шёл 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…»

— Что же случилось в Москве?

— К чему это колокола изменили себе?

Напоминает, что в 1613 году Земский собор избрал новым царём Михаила Фёдоровича Романова, а патриархом был избран Филарет – человек образованный и энергичный.

— Что мы знаем о Филарете?

— Как складывались его взаимоотношения с царём?

— Какие вопросы не удалось решить патриарху Филарету? Почему?

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Никона. Слушая сообщение одноклассника о Никоне, подумайте, какие качества позволили ему стать патриархом и провести церковную реформу.

Предлагает охарактеризовать качества Никона. Какие качества вам кажутся положительными и почему?

Учитель сообщает, что назревала необходимость проведения церковной реформы. Предлагает учащимся проанализировать отрывки из документа и выделить причины необходимости церковной реформы. (В приложении № 3 технологической карты) (слайд № 5).

Предлагает учащимся прочитать в учебнике пункт 2 на стр. 75 «Реформа патриарха Никона» и выделить изменения, которые были внесены патриархом Никоном (слайд № 6, № 7)

— Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения?

Далее снова знакомимся с текстом учебника – пункт 3 на стр. 76 «Усиление разногласий между церковной и светской властью».

— В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

(слайд № 8)

При изучении пункта 4 на стр. 77 «Церковный собор 1666 – 1667 гг.» учащиеся заполняют таблицу:

Принятое решение Значение

(слайд № 9)

Даёт определение новым понятиям:

• Раскол –

• Старообрядцы (раскольники) –

Предлагает познакомиться с биографией протопопа Аввакума и провести мини-дискуссию по проблеме: «Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры?» (привести аргументы и контраргументы) (слайд № 10).

Учитель:

Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».

Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т. е. огненное крещение (гари). Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию (слайд № 11).

7. Заключительная часть

Возвращаемся к началу урока – к проблемному вопросу:

— Почему реформа Русской Православной Церкви стала трагической страницей в истории России?

Повторное обращение к картине В. Сурикова «Боярыня Морозова».

(слайд № 12)

— Как художник даёт нам понять, что произошёл раскол не только в церкви, но и в обществе?

— Исходя из того, что вы узнали, скажите, какая судьба ожидала боярыню Морозову.

8. Закрепление пройденного материала

Предлагается игра «Чистая доска».

На слайде – слова и портреты под номерами. Задача учащихся – назвать номер, сказать, что под этим номером – если портрет, то назвать имя, если термин, то дать определение.

(слайд № 13).

9. Рефлексия

Учитель:

Предлагает учащимся закончить предложения:

• сегодня я узнал.

• было трудно…

• я понял, что…

• я научился…

• меня удивило…

• урок мне дал для жизни…

• мне захотелось…

(слайд № 14)

10. Домашнее задание

§ 24, стр. 80 — 81 знать даты и понятия.

Выберите творческое задание по желанию:

1. Составьте рассказ от имени старообрядца о реформе патриарха Никона.

Опишите его отношение к реформе.

2. Нарисуйте рисунок, посвящённый событиям церковного раскола.

(слайд № 15)

Источник: maam.ru