Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Филиппова Екатерина
Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

1. Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу она неотделима от развития общества.

Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, с подготовкой подрастающих поколений к жизни.

Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям, чем принципиально отличались от животных.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.

Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.

Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого его возникновения.

Термин «Педагогика» возник в Древней Греции (V-IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогас» («пайдос»-дитя и «аго»-веду, воспитываю) означает «детоводитель» («детовождение»). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать их во время прогулки.

Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, а слово «педагогика» стало употребляться в более сложном смысле «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.

От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении.

Несмотря на то, что педагогические задачи и проблемы волновали умы мыслителей с глубокой древности, педагогика выделилась в самостоятельную науку не сразу. Вплоть до начала XVII в. она развивалась в рамках философии.

Предыстория педагогики:

• Глубокие мысли по вопросам воспитания содержатся в трудах древнегреческих философов Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др. (до н. э.);

• Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители Тит Лукреций Кар, Марк Фабий Квинтилиан и др. (примерно I в. н. э.);

• В средние века проблемы воспитания рассматривались богословскими философами Аврелием Августином, Фомой Аквинским и др. Все стороны жизни человека определяла церковь, поэтому все было строго определено церковными законами;

• В эпоху Возрождения значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли выдающиеся философы и мыслители, гуманисты по духу Витторио де Фельтре, Хуан Вивес, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.

Причины формирования педагогики как самостоятельной науки в середине XVII века:

• Развитие капиталистических производственных отношений требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. В связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания.

• В педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатейший теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения, в результате чего он мог получить практическое применение в интересах дальнейшего прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в XVII веке было связано с английским философом и естествоиспытателем Бэконом и чешским педагогом Я. А. Коменским.

Ф. Бэкон в 1623 г. опубликовал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором дал современную для этой эпохи классификацию наук. В качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику.

Особое место среди трудов Я. А. Коменского занимает выдающаяся работа «Великая дидактика», написанная им в период с 1633 по 1638 гг. В этом труде он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми, получившие широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняющие научное значение. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем Я. А. Коменского и его «Великой дидактикой».

На современный взгляд слово «педагогика» имеет несколько значений:

• Педагогическая наука;

• Искусство, которое приравнивается к практике;

• Система деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях.

В целом многозначный термин «педагогика» обозначает:

• Идеи, представления, взгляды на цели, содержание и технологию воспитания, обучения, образования.

• Специальность, квалификация, практическая деятельность по воспитанию, обучению, образованию.

• Область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

• Учебный предмет.

• Искусство, виртуозность, мастерство воспитания.

Но, прежде всего, Педагогика – наука о закономерностях воспитания, обучения, образования, о путях осуществления этих важных функций общества.

Взаимосвязь наук служит важнейшим источником их развития и представляется в трех аспектах:

• Одни науки по отношению к другим выполняют мировоззренческую и методологическую функции.

• Содержание научного знания одних наук помогает другим глубже проникнуть в предмет исследования.

• В процессе взаимосвязи наук происходит их взаимное обогащение методами научных исследований.

Исследование педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке. Поэтому педагогика не может развиваться обособленно, она имеет очень обширные и прочные связи с различными областями человеческих знаний, занимая значимое место в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

Связь педагогики с другими науками:

• Детская психология (отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка) – позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов;

• Философия (наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления) – способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий обучения и воспитания;

• Социально-экономические науки: Социология (изучает различные стороны общественной жизни, взаимодействие личности и общества, закономерности социального поведения людей и т. п.) – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность +

Экономика образования (научная дисциплина, исследующая и выявляющая особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения и повышения образовательного и культурно-технического уровня населения) – определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности +

Политология +

Право;

• Биологические науки: Анатомия (наука, изучающая форму и строение человеческого организма, а также закономерности развития этого строения в связи с его функциями) +

Физиология (наука, исследующая функции живого организма, протекающие в нем процессы: обмен веществ, приспособление к среде жизни и др.) — способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывает их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей +

Медицина – способствует пониманию основных положений о сохранении здоровья человека;

• Генетика (наука, изучающая механизмы и закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами) – помогает разобраться в сложных проблемах взаимосвязи наследственности, среды и воспитания;

• История и культурология;

• Математика, информатика и программирование;

• Педагогическая антропология (интегрированные знания о ребенке как целостном существе, полноценном представителе Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процесса).

Кроме того, педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания – этикой, эстетикой, этнографией, менеджментом и др.

Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить ее влияние на эти науки.

2. Тенденции развития педагогической науки и педагогической практики. Методы педагогики.

Педагогика как сложное социальное явление выступает в единстве двух статусов:

• Наука (теория обучения и воспитания).

• Практика обучения и воспитания.

Итак, современная педагогика – это особая область науки о воспитании и обучении человека на всех возрастных этапах его развития.

Что же она собой представляет, именно как наука?

В любой науке обычно выделяют объект, предмет, функции, свойства, задачи.

Объект науки представляет собой область, часть действительности, которую исследует данная наука, ее познавательное поле.

Объектом педагогики является человек с точки зрения его воспитания, развития, образования в ходе педагогического процесса. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального, личностного в нем, в его сущности, становлении, свойствах и деятельности.

Объект педагогики как практики – взаимодействие участников педагогического процесса.

Предмет науки – это то конкретное в объекте, что непосредственно изучает в объекте наука, его свойства, характеристики; это то, что характеризует специфику науки.

Предметом педагогики является сущность и педагогические закономерности педагогического процесса в целом и составляющих его процессов, а также становление и развитие личности в педагогическом процессе. В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.

Содержание педагогического процесса составляет система взаимосвязанных процессов:

• Обучение;

• Воспитание;

• Самовоспитание;

• Развитие;

• Образование;

• Психологическая подготовка.

Педагогические категории, в которых более конкретно раскрывается предмет педагогики:

• Педагогический процесс;

• Педагогические принципы;

• Обучение;

• Воспитание;

• Развитие;

• Самовоспитание;

• Формы и методы обучения и воспитания.

Таким образом, педагогика как область научных дисциплин о воспитании, обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе.

Исходя из этого, Педагогика – наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства, формы, содержание и технологии организации и осуществления педагогического процесса (его компонентов) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогической науки в целом:

• Описание явлений того участка действительности, который она изучает;

• Объяснение;

• Предсказание.

Кроме того, изучая социально-гуманитарную сферу, педагогическая наука имеет свои особенности. Она не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого; от нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать и совершенствовать ее.

Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая (отражение педагогической действительности как она есть) и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная – отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).

Основные свойства педагогики:

• Социальность (нацелена на решение социально значимых задач и выполнение социально обусловленных функций);

• Гуманитарность (ориентирована на познание человека и его формирование и развитие как личности);

• Открытость (связана со всеми областями человеческой жизнедеятельности и другими науками о человеке).

Педагогика изучает следующие основные проблемы:

• Выявление и анализ сущности и закономерностей педагогического процесса, развития и формирования личности и их влияния на воспитание и обучение.

• Определение целей воспитания, обучения, образования.

• Разработка содержания воспитания, обучения, образования.

• Исследование и разработка методов, технологий воспитания и обучения.

Постоянные задачи педагогики:

• Выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

• Анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре.

• Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

• Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.

• Внедрение в практику современных педагогических и информационных технологий.

• Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

• Прогнозирование развития педагогической теории и практики.

Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т. д.

Временные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки:

• Создание электронных учебников и библиотек.

• Разработка государственных образовательных стандартов и требований.

• Внедрение автоматизированных обучающих систем и программ.

• Анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель-ученик».

Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся типичные свойства.

Основные категории педагогики:

• Образование – процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. Иными словами, педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

• Воспитание – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни и деятельности (в широком смысле); систематическое и целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений и т. д. (в узком смысле); решение определенной воспитательной задачи (в конкретном значении).

• Обучение – целенаправленный процесс по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. Отличается от воспитания степенью организованности (определено более четкими и жесткими рамками – содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п., специальными средствами).

• Развитие – процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (в широком смысле); совершенствование интеллектуальных, волевых, творческих, физических и других качеств личности (в узком смысле).

• Самообразование – целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.

• Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

• Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) с целью решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности.

Развитие педагогической науки на современном этапе требует особого внимания к проблемам методологии и методов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы педагогики:

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач.

Другими словами – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы.

• Методы обучения (система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования. Их выбор обусловлен конкретными задачами образования, воспитания и развития личности ребенка) – рассказ, лекция, беседа, драматизация, объяснение, наблюдение, демонстрация, упражнение, опыты, эксперименты, выполнение трудовых поручений и т. п. ;

• Методы воспитания (специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых для решения педагогических задач путем влияния на сознание, чувства и поведение воспитуемых) – рассказ, объяснение, беседа, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, требование, соревнование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности и т. п. ;

• Исследовательские методы (система методов, используемых для решения конкретных задач изучения особенностей и поведения ребенка и их формирования в педагогическом процессе) – наблюдение, эксперимент, беседа, изучение процесса и продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, оценивание и т. п.

До сих пор мы говорили о педагогике, в основном как о науке. А каковы тенденции развития педагогической практики?

Формы педагогической практики:

• Воспитание;

• Перевоспитание;

• Общее образование;

• Дополнительное образование;

• Профессионально-техническое образование;

• Профессиональное образование;

• Производственное и внутрифирменное образование;

• Подготовка;

• Послевузовское образование;

• Повышение квалификации и переподготовка кадров;

• Непрерывное образование;

• Образование взрослых;

• Просветительская и социально-культурная деятельность.

3. Основные отрасли педагогики, их взаимосвязь. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки.

Основные отрасли педагогики:

• Общая педагогика – изучает основные закономерности процесса воспитания и образования;

• Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых;

• Дошкольная педагогика – исследует развитие ребенка от рождения до поступления в школу (6-7 лет);

• Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика, зрения (тифлопедагогика, слуха (сурдопедагогика, дефектами речи (логопедия) и т. п. ;

• Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др., которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;

• Лечебная педагогика — система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов;

• История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи;

• Педагогика профессионально-технического образования;

• Педагогика среднего специального образования;

• Педагогика высшей школы;

• Педагогика последипломного образования;

• Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитанияподрастающего поколения;

• Православная педагогика – воцерковленная педагогика и педагогика воцерковления (воцерковление – наполнение православным смыслом уже сложившегося научного и категориального строя педагогики как теории и науки).

Особую группу педагогических наук составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (отдельных предметов).

В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике.

Дошкольная педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Источник: maam.ru