Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Любовь Коряженкова
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Экологическое воспитание дошкольников — долгий путь формирования правильных способов общения с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, восприятие ее красоты, чувство сопереживания всему живому, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному формированию личности маленького ребенка.

Процесс развития экологической культуры должен включать разные виды совместной деятельности воспитателя с детьми, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен уметь обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой. Необходимо приучать детей наблюдать окружающий мир, учить видеть и понимать элементарные вещи и зависимости, существующие в природе, учить любоваться ее красотой и учить правильно взаимодействовать с живыми объектами.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. По мнению великих отечественных педагогов — психологов (К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. Н. Водовозовой, С. Л. Рубиштейна, через игру, как ведущую деятельность дошкольников, легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольников.

Исследованиями Е. И. Удальцовой, А. И. Сорокиной, А. П. Усовой, В. А. Аванесовой, А. И. Бондаренко установлено, что дидактическая игра является разновидностью игр с правилами в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее значение. Выделяют следующие виды дидактических игр: игры — путешествия, игры — поручения, игры — предложения, игры — загадки, игры — беседы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

Дидактическая игра имеет основные функции:

формирование устойчивого интереса к обучению;

Формирование психических новообразований;

формирование собственно учебной деятельности;

формирование общественных умений;

формирование навыков самостоятельной работы;

формирование навыков самоконтроля и самооценки;

формирование адекватных взаимоотношений.

Проведение дидактической игры определяется рядом условий:

воспитатель должен обладать определенными знаниями и умениями относительно дидактической игры;

выразительность проведения игры;

необходимость включения педагога в игру;

использование простой и емкой наглядности;

педагог должен владеть определенным набором приемов, повышающих эмоциональное отношение к игре как ведущий путь к выполнению обучающей задачи;

между воспитателем и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания и доверия.

Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания, мы считаем необходимым с дошкольного возраста прививать своим воспитанникам любовь к окружающему, учить понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему мы не имеем права их игнорировать.

Опираясь на огромный опыт отечественных педагогов — практиков (К. Д. Ушинского, Е. И. Тихеевой, Е. Н. Водовозовой. А. С. Симонович и др.), мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно решать задачи экологического воспитания через дидактическую игру).

В работе использовались наглядные, словесные, практические, а также соединенные методы: наблюдение + беседа; рассказ + игра; эксперимент + труд; труд + игра; наблюдение + игра.

Приемы:

наблюдение за реальным предметом;

опора на наглядность;

словесные образы;

опора на реальные объекты;

через игру (предметную, сюжетную, дидактическую, подвижную).

В группе был создан уголок природы, оснащенный разнообразными растениями, собран природный материал для экологической изобразительной деятельности, атрибуты для ухода за растениями и экспериментирования и подобраны дидактические игры.

Муляжи овощей, фруктов, ягод; сезонные ветки деревьев и кустарников, поставленные в воду; календари погоды и природы; наглядный иллюстративный материал: наборы картинок, альбомы по теме: «Времена года», «Животные жарких стран», «Птицы», «Растения водоемов», «Животные уголки природы», «Садовые цветы», «Рыбы», «Животные Севера», «Животные средней полосы», «Домашние животные», «Кустарники», «Травы», «Растения луговые и полевые», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Жители океана», «Фрукты»», «Лекарственные растения».

В уголке природы наши воспитанники имеют возможность наблюдать и изучать растения разных видов и ухаживать за ними. Также здесь собран материал для экспериментирования с объектами неживой природы. Дети выявляют свойства камня (тонет — не тонет в воде, свойства песка (сыпучий, пропускает воду, во влажном состоянии может принимать нужную форму).

Наши воспитанники очень любят изготавливать различные поделки из природного материала.

Для наблюдений и экспериментальной деятельности в группе создан мини — огород, где дети выращивают лук, укроп и другие растения.

Для уточнения и систематизации знаний о растениях использовались дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Отгадай, что за растения», в которых дети угадывали по описанию названия растений, искали ответ на поставленные вопросы о том, какое растение цветет зимой? У какого растения самые большие листья? (У лилии). У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (У папоротника).

У нас в группе живут игрушки — помощники, которые приходят на помощь в нужную минуту. Ежик расскажет, какие он любит грибы, фрукты. А дети любят поиграть с ним в игры «Грибы и ягоды полезные и ядовитые», в которой ежик показывает растения, которые нельзя трогать, и те, которые приносят пользу.

Наши маленькие экологи с увлечением занимаются работой на мини огороде и делятся своими знаниями с Незнайкой, тем, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло, вода, удобренная почва, доброта. Наши воспитанники с интересом принимали участие в опытах с объектами живой и неживой природы. В экспериментах с воздухом мы пришли к выводу, что он движется (помахать веером, рукой перед лицом, почувствовать ветер — это движение воздуха).

Ребята узнавали, что воздух имеет вес (взвесить шар надутый и не надутый). Что воздух невидим, но имеет запахи, и распространяется по всем направлениям (Дидактическая игра «Определим по запаху»). Дети определяли по запаху фрукты (апельсины, лимоны, бананы, когда им предлагалось последовательно почувствовать запах, распространяющийся в помещении. На участке детского сада дети выявляли свойства песка, глины, что песок водонепроницаем, сыпуч,формируется в мокром состоянии. Глина водонепроницаема, формируется. Ребята закрепляли знания о свойствах глины, камня и песка в дидактической игре «Определи на ощупь».

Наши ребята любят экспериментировать с водой. Активный интерес к ней проявляли некоторые воспитанники (Вера Ж., Соня У., Злата Л.). Перед детьми ставились задачи доказать, что вода прозрачна, у воды нет цвета и запаха. Вода жидкая, может течь, не имеет собственной формы (принимает форму сосуда, бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Для закрепления полученных знаний разучиваем пословицы и поговорки, разгадываем загадки: «Что в решете не унести», «Что в руках не удержать?» Есть чемпионы по разгадыванию загадок (Максим К., Андрей Я).

В играх загадка «Угадай, что я загадал», «Что спрятано?», ребята сами придумывают загадки.

Даша Ж. : «Маленький, беленький. Прыгает, длинные уши» (Заяц).

Полина К. : «Зеленый, большой, живет в реке, острые зубы». (Крокодил)

Дидактические игры с элементами экологии широко использовались на занятиях.

Занятия по изобразительной деятельности проходили более увлекательно с использованием таких игр, как «Дорисуй то, что недостает животным», «Дорисуй дерево», «Соедини по точкам». В которых играх детях осваивали не только навыки рисования, но и закрепляют строение растения, части тела животных.

В игре «По дорожке я иду» ребята вспоминали, как они ходили в лес за грибами. Можно предложить детям вылепить грибы и назвать их. На листе бумаги изобразить дорожку, вспомнить и нарисовать вдоль дороги те деревья, которые видели в лесу (ели, березу, осину). Расставить грибы вдоль дорожки.

В дидактической игре «Теперь мы грибники, и пойдем за грибами по дорожке в лес», ножками в этой игре будут пальчики; «шагая по дорожке расскажите, какие грибы видите».

На занятиях по математике можно использовать игры типа: «Ежик развешивает грибы» — «дети помогите ежику развесить шляпки и ножки грибов по величине» — учить называть величину частей грибов по убывающей: большая шляпка, поменьше, маленькая и т. д. Попросить ребенка сравнивать величину и называть ее: большая — больше, маленькая — меньше.

В игре «Помоги медвежатам» мы учили различать фрукты по характерным особенностям — цвету, форме, величине, понимать значение слов «много», «мало», использовать слова «еще», «один».

На картинке три медведя. У каждого по корзинке с фруктами — положить медвежатам на корзинки фрукты: яблоко — яблоки, сливу — сливы и т. д.

На занятиях по развитию речи, обучению грамоте без дидактической игры нельзя обойтись.

В игре «Фруктовый магазин» дети называют слова на «А».

Вот фруктовый магазин!

Здесь принесли для нас

Антоновку и апельсины,

Арбуз и ананас!

Вот абрикос, а вот айва.

Какие вкусные слова —

И все на букву … (А).

Игра «На что похожа буква» (С).

Шел конь, подковами звеня,

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

В дидактической игре «Звериный алфавит» дети не только расширяют знания о животных, но и учатся подбирать слова на заданный звук.

Антилопа (аист)

Бегемот (баран, бык)

Волк (ворона) и т. д.

Дидактическая игра «Живые слова» знакомит детей с составом предложения и с последовательностью слов в предложении. Трое детей выступают в роли слов, остальным детям дается задание составить предложения, в котором столько же слов, сколько детей у доски. Например: ежик несет яблоко. Дети у доски выбирают себе слово из составного предложения. Остальным детям дается задание поставить слова в таком порядке, чтобы получилось составное предложение.

Наши воспитанники очень любят знакомиться с окружающим миром через игру. Для расширения знаний о растениях территории детского сада была разработана экологическая тропа, путь которой проходит через дидактическую игру «К названному дереву беги», «Узнай по описанию» — дети подходят к растению, которое описывает или загадывает воспитатель.

Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы» учит знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игра «Где растет?» учит знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Изобразить два круга, каждый условно обозначить «сад», «огород». Дети в роли овощей и фруктов по сигналу воспитателя занимают нужное место.

Ребята с удовольствием изображают способ передвижения животных в игре «Бегает, прыгает, летает», «Птички в гнездышках» и др. Эти игры помогают мне в непринужденной свободной обстановке закрепить знания о животных, их образе жизни, воспитывать готовность прийти им на помощь в трудную минуту.

В игре «Зоопарк настроений» дети приобретают основы общения с окружающим лицом, учатся понимать и проявлять отношение к себе и к окружающим. Показываю карточку с изображением злого крокодила Вере Ж. и карточку с изображением виноватого бегемота Максиму К.

Дети показывают эмоциональное состояние животных и объясняют.

Вера: «Крокодил рассердился потому, что его разбудили».

Максим: «Бегемот чувствует себя виноватым, потому что съел чужое».

Знакомство детей с миром природы, взаимосвязь ее с человеком происходит и через художественную литературу.

Например, в рассказе Л. Н. Толстого «На что нужны мыши» детей подводят к пониманию того, что в природе все гармонично и взаимосвязано. Для закрепления далее дидактическая игра «Кто чем питается?»

Настоящая кладовая знаний о природе — это, например, сказки.

Сказки «Колобок», «Теремок» — одни из самых любимых детьми сказок. Всем хочется побыть в роли зайца, волка, медведя, но не всем хочется быть лисой в сказке «Колобок», и не каждый из моих воспитанников хотел бы быть медведем, разрушившим теремок, в котором так дружно жили лесные обитатели. Познакомив детей с братьями и сестрами Курочки Рябы, мы с удовольствием играем в игру «Кто как кричит?», имитируя движения крыльев и подражая голосам домашних птиц. В дидактической игре «Репка» дети не только размещают героев по местам, но и акцентируют внимание на том, как дед ухаживает за репкой, поливая, окучивая, поэтому и выросла она большая — пребольшая.

Таким образом, включая игру на занятиях, в различные виды деятельности, мы знакомим детей со способами общения с природой, формируя умение наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, умение испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитываем потребность созидания и творчества, что способствует воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Источник: maam.ru