«Волшебная палитра» (Нетрадиционная техника …)

Никифорова Аида Сергеевна
«Волшебная палитра» (Нетрадиционная техника …)

I.

Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются неузнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.2. Актуальность программы:

В соответствии с ФГОС к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного общеразвивающего подхода по художественному развитию «Волшебная кисточка» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная программа составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы дошкольного образования, обусловлена новыми социально-экономическими условиями, а также с учётом психологических аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

Поэтому актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно-творческая деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

1.3. Цель программы:

формировать у детей художественное мышление, развивать творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционного рисования.

1.4. Задачи программы.

• Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

• Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

• Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

• Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.

• Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

• Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

1.5. программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«Познание»

Развивает познавательно-исследовательскую деятельность; Формирует сенсорные представления;

Расширяет кругозор, развивает личностные качества;

«социально коммуникативное развитие»

Способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению. Приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;

«Художественная эстетическое развитие»

Развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству;

«Физическая культура»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей.

1.6. взаимодействие с родителями

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знание и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

II. Содержательный раздел

2.1. Этапы реализации программы

1. – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

2. — конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

3. — творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

2.2 Предлогаемые умения и навыки

Умеют действовать согласованно

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц

Активность и самостоятельность детей в изодеятельности

Умеют находить новые способы для художественного изображения

Умеют передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

Развивают мелкую моторики рук

2.3. Ожидаемые результаты

• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

• Расширение и обогащение художественного опыта.

• Формирование предпосылок учебной деятельности.

• Овладение простейшими операциями.

• Сформируются навыки трудовой деятельности.

• Развитие мелкой моторики рук.

2.4. Перспективно – тематический план кружка в средней группе

№ Месяц Тема занятия Программное содержание

1. Сентябрь

«Пальчики палитра»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

2. «Соберём ягоды в корзинку» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Познакомить с техникой «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

1. Октябрь

«Цветы в траве» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Рисование пальчиком» (круговые движения, «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

2.

«Зебра» Закреплять с детьми нетрадиционные техники рисования «Рисование пальчиком» (проводить прямые линии сверху вниз, «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

3.

«Мой любимый цвет»

(печать ладошки: цветок»). Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». Учить обмакивать ладошку в понравившиеся цвета краски и составлять из ладошки «цветок». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

4.

«Золотая рыбка».

(печать ладошки: рыбка, пальцы – хвост). Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». Закреплять способы «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

1.

Ноябрь

«Петя – Петушок»». Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование ладошкой», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

2.

«Пушистые цыплята». Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование».Учить с помощью кусочка поролона ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ пушистых цыплят. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

3.

«Весёлые зайчата». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить с помощью кусочка поролона ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ весёлых зайчат. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

4.

«Яркие светлячки». Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Тампонирование», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

1.

Декабрь

«Отражение в луже». Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

2.

«Море». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой, создавать образ волны. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

3.

«Волшебные снежинки». Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование по сырому листу», «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, самостоятельность.

4.

«Снеговики».

(отпечатки дном банок разного диаметра). Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

1.

Январь

«Тихо падает снежок».

(отпечаток скомканной бумагой) Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки».

2.

«Ёлочка».

(отпечаток из листьев) Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить детей ставить отпечаток из листьев. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

1. Февраль

«Снежинки».

(набрызг снежинок через трафарет) Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей пользоваться трафаретом. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

2.

«Закружила зимушка — зима». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

3.

«Салфетка для мишутки». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

1.

Март

«Божьи коровки» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

2.

«Корзинка с яблоками» Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Оттиск печатками из картофеля», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

3.

«Зелёные гусенички» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из моркови». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание.

4.

«Волшебный цветок». Закрепить с детьми нетрадиционные техники рисования «Оттиск печатками из моркови», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание.

1.

Апрель

«Цветная паутинка». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

2.

«Полянка с цветами» (травка — камушки, цветы – пальчиками). Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

3.

«Черёмуха». Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование методом тычка». Воспитывать эстетически — нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухе, её цветущих веток. Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

4.

«Пушистая мимоза». Закрепить с детьми нетрадиционные техники «Рисование методом тычка», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

1.

Май

«Ожившая сказка». Учить детей выражать своё отношение к рисуемому объекту различными нетрад. техниками рисования, выразительными средствами через цвет, линии. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, добиваться выразительности рисунка с помощью цвета.

2. «Рисование по замыслу». (детям предоставляются пуговицы, скомканная бумага, восковые мелки) Закрепить с детьми все пройденные нетрадиционные техники рисования. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. Закреплять у детей потребность в эстетической деятельности, умение работать в коллективе.

III Организационный раздел

3.1 результативность

Формировать и активизировать художественно – познавательный интерес детей. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

3.2 Материально – техническое обеспечение программы

Виды и техники нетрадиционного рисования

-рисование пальчиками;

-оттиск печатками из картофеля;

-тычок жесткой полусухой кистью;

-оттиск поролоном;

-оттиск печатками из ластика;

-восковые мелки+ акварель;

-свеча + акварель;

-отпечатками листьев;

-рисунки из ладошки;

-волшебные веревочки.

-соль

-аудио музыка

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

Источник: maam.ru