Вода такая разная

Елена Карпова
Вода такая разная

Цель: воспитание интереса к экспериментированию; развитие умственных способностей и личностных качеств детей.

Задачи:

Образовательные

Систематизировать и расширять знания детей о свойствах воды: растворитель, но не всех веществ.

Способствовать пониманию того, что вода растворитель, ее очищают с помощью фильтров.

Развивать связную доказательную речь (я думаю)

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества воды: бесцветная, бесформенная, безвкусная, текучая. Вещества растворимые и нерастворимые, жидкая, прозрачная, мутная; существительными: вещества, растворитель, фильтр, воронка, жидкость.

Развивающие

Развивать творческие способности детей.

Развивать мышление детей: учить сравнивать и обобщать собственные наблюдения; высказывать гипотезы.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорно — моторную координацию.

Стимулировать развитие любознательности и активности.

Воспитывающие

Воспитывать умение работать группой, учитывать мнение партнера, оценивать собственные действия.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без формы, без цвета, без запаха, безвкусная). Рассматривание альбомов о воде, беседы о роли воды в жизни человека, животных. Просмотр презентации «Вода – источник жизни». Игры с водой в уголке для экспериментирования: «Имеет ли вода форму?», «Волшебник повар или вода не имеет вкуса», «Чем пахнет вода?», «Тонет не тонет».

Оборудование для проведения опытов: для каждого ребенка: колбы, воронки, бумажные фильтры, стаканчики, ложечки, мука, крахмал, сахар, соль. Схема на доске «Свойства воды» (доска интерактивная).

Ход занятия-экспериментирования:

Вступительная беседа.

-Ребята, посмотрите, что я приготовила для занятия.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (ответы детей)

— Что такое экспериментирование?

(ответы детей)

— Кто хочет заниматься экспериментированием?

— Я рада, что вы все хотите принять в этом участие. Для того, чтобы удобнее было проводить экспериментирование я предлагаю разделиться на подгруппы, а поможет нам в этом волшебный мешочек. Согласны?

Кому достанутся синие кружки, будет заниматься в первой подгруппе.

/Делю детей на две подгруппы с помощью мешочка, в котором лежат голубые и красные круги/

— Ребята, вы сейчас будете лаборантами. Кто такие лаборанты?

(ответы детей)

— Правильно, это люди, которые проводят разные исследования, опыты.

— У них есть специальная одежда, для того чтобы не запачкаться, чтобы не мешали волосы. Положите кружки на поднос. Надевайте шапочки. Вы теперь готовы к проведению исследований?

Вы кем стали?

(ответы детей)

— садитесь за столы.

(Дети садятся за столы)

Отгадывание загадок

— Дети, как вы считаете, какими должны быть лаборанты?

(Ответы детей)

— А как вы думаете, можно проверить вашу смекалку?

(Ответы детей)

— Я вам предлагаю загадки. У детей на столах, в мисочках, стоят: мука,

крахмал, сахарный песок, соль.

Сладок с ним у нас чаек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

(ответы детей)

Верно – это сахарный песок,

найдите его у себя на столах.

Как вы узнали, что это сахарный песок?

(ответы детей)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

положить меня должны.

(ответы детей)

Правильно – это мука. Найдите муку. Как вы узнали, что это мука?

(ответы детей)

Белый порошок, используют,

Когда варят кисель.

Что это за порошок?

(ответы детей)

Как вы его найдете? (ответы детей)

Меня одну не едят,

но и без меня не едят.

(ответы детей)

— Найдите соль? Как узнали, что это соль?

(ответы детей)

— Вы меня удивили и обрадовали своей смекалкой. Смогли отгадать такие сложные загадки и определить все вещества.

Беседа с детьми о свойствах воды

— Посмотрите на глобус, какой цвет на нем преобладает?

(ответы детей)

— Что он обозначает?

— Вы выбрали синие кружочки, значит о чем будем говорить?

(ответы детей)

— Верно, о воде.

Мы с вами уже много играли с водой и говорили про нее. Назовите, пожалуйста, качества и свойства воды и отметьте их на доске.

(ответы детей)

Игра «Найди и отметь»

(дети с помощью стило и условных меток называют и отмечают на доске свойства и качества воды).

-Вы меня порадовали своими знаниями. Назвали все известные вам свойства воды и смогли отметить их на доске.

Физкультминутка Когда люди много трудятся, то им необходим отдых. Поэтому на многих предприятиях, для людей умственного труда устраивают небольшие перерывы. Согласны отдохнуть?

— Хотите проверить какие вы внимательные? Игра «Не ошибись».

Слушайте внимательно правило. Я говорю разные слова, вы бегаете между кочками, но как только я скажу слово «вода» вы должны быстро встать на синюю кочку.

— Готовы!

(Дети начинают бегать)

Лес, небо, тарелка, вода, собака, дерево. Свет, вода, воробей, водичка, ворона, вода. Часы, диван, вода, мороженое, водица, вода. Лампа, машина, водяной, голубой, вода.

-Кто из вас был внимательным и не ошибся?

(Ответы детей)

— Теперь поменяем задание. Будете также бегать, но вставать на красные кочки при слове «Ветер».

— Готовы! Чашка, кошка, марля, ветер, ветерок, ветрище, ветер. Ручка, ножка, человек, луна, ветер. Очки, подставка ветер. Кастрюля, ученик, парта, мячик, ветер. Водичка, водяной, воротник, веретено, ветер.

— Как вы считаете, кто сейчас из вас был внимательным?

(Дети садятся за столы)

Проведение опыта

1. Опыт «Растворяем вещества»

— Давайте проверим. Положите по одной ложечке в воду и наблюдайте, а потом расскажете, что у вас получилось.

(Дети рассказывают, о том, что стало с сахаром, солью, мукой, крахмалом).

— Ребята, мы с вами сейчас узнали еще об одном свойстве воды.

Вода – это растворитель.

Давайте вместе повторим

(растворитель)

— Что произошло с сахаром, (ответы детей)

солью? (ответы детей)

— Скажите, а что стало с крахмалом и мукой.

(ответы детей)

Давайте сделаем вывод: вода – растворитель. Сахарный песок и соль вода растворила. Мука и крахмал в воде не растворились. Есть вещества, которые в воде не растворяются.

— Отметим символами наш вывод на доске. Сахарный песок и соль вода растворяет.

Муку и крахмал не растворяет.

Доска. Страница №2

Обозначение, что вода растворитель.

Очистка воды с помощью фильтра

2. Знакомство с фильтром.

Посмотрите, пожалуйста, в стаканчики. Как вы думаете, почему в одних стаканчиках вода прозрачная, а в других нет?

(ответы детей)

Как вы считаете, можно ли очистить воду?

(ответы детей)

— Для очистки воды существуют специальные фильтры. Вот у меня такой фильтр.

— Найдите у себя на столах фильтры.

(дети находят фильтры)

Покажите. Что вы нашли? Назовите.

(ответы детей хоровые и индивидуальные)

— Теперь я расскажу вам о правилах пользования фильтром. Слушайте, смотрите и запоминайте.

— Берете фильтр и складываете его пополам, потом еще раз пополам.

— Как будете складывать фильтр?

(ответы детей)

— На столах у вас есть воронки.

— Найдите и покажите. Что вы нашли?

(ответы детей)

— Посмотрите, что надо делать дальше. Я беру фильтр, вставляю его в воронку, а воронку в колбу. Прижимаем фильтр пальцем и по краю из стаканчика льем воду. Воды надо лить немного, чтобы не перелилась через край.

— Повторите правило пользования фильтром

Наливайте аккуратно и наблюдайте, что произойдет.

(Дети самостоятельно очищают воду. Наливают воду в колбу через фильтр в воронке).

Совместный вывод детей и воспитателя об очистке воды.

— Что произошло с водой? Какая она стала? (ответы детей)

— Почему она стала прозрачной?

(ответы детей)

— Как можно очистить воду?

(ее можно очистить с помощью фильтра)

Какой сделаем вывод?

(Чтобы очистить воду, надо использовать фильтр).

Что нового вы узнали о свойствах и качествах воды?

— Запишем наш вывод на доске, карточками

(На доске дети показываю схему очистки воды,

и рассказывают).

Доска. Страница №3

Схема очистки воды. На картинке стаканчик с вставленной в него воронкой с фильтром, с льющейся в него водой.

Рефлексия.

Что больше всего вам понравилось на занятие?

— Что вы узнали нового?

— Нарисуйте свое настроение, которое у вас стало после занятия, с помощью смайликов.

(Дети ставят смайлики).

Мне приятно, что у вас хорошее настроение.

У меня тоже очень хорошее настроение. Интересно было наблюдать, как вы проводили опыты, делали выводы.

Я хочу показать вам фокус.

Фокус. «Достань колечко из воды, не замочив рук».

Посмотрите, у меня в блюдце лежит колечко. Сможете вы его достать пальчиками, и при этом их не замочить. Воду выливать нельзя. (Дети пробуют достать колечко).

— Показываю фокус. Зажигаю свечку, ставлю в блюдце с водой, а сверху накрываю свечу стаканом. Свеча тухнет, вода втягивается в стакан, колечко осталось без воды.

-Фокусы показывают для того, чтобы удивлять?

— Какое чувство испытываете вы?

(ответы детей).

Источник: maam.ru