Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей

Eкатерина Соколова
Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей

«Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Лучший подарок, который

мы можем сделать ребенку,

— это не столько любить его,

сколько научить его

любить самого себя».

Жак Саломе.

Каждый ребенок — это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.

Актуальность обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы детей и улучшение психического развития как одной из составляющих здоровья ребенка.

По определению » Международной ассоциации здравоохранения», Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Я думаю, никто не будет оспаривать утверждение, что основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать не только чужие чувства но и свои.

Если проанализировать то, что происходит в современном обществе, то увидим, что резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную ценность. В результате, современные дети гораздо больше знают, чем их сверстники 10-15 лет назад, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают, стремятся помочь немощным и больным.

Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.)

Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.

Поиски меня привели к волшебному, здоровьесберегающему методу арт-терапии.

Так что же такое Арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) — это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, Ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

Изучая этот вопрос, я обратила внимание на то, что использование методов арт-терапии позволит мне решить сразу несколько задач:

1. Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2. Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.

3. Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Адаптируя программу Шестаковой А. В. «Росток», я разработала перспективный план, занятия которого я дополнила арт-терапевтическими элементами, т. е., упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка к окружающему миру.

Данный метод предусматривает спонтанность рисования, позволяет детям почувствовать свободу выбора художественного материала и техники.

Я старалась заинтересовать детей необычными способами рисования и аппликационного изображения. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие, которое мною проводится с детьми, включает в себя арт-терапевтическое упражнение, задание, технику.

Например, игры с цветом: рисуем красками, которые нравятся ребенку; рисуем красками, которые не нравятся. Дети рисуют то, что бы они желали изобразить, то, что они видят в этом цвете. У Богдана появился розовый жираф, у него сегодня хорошее настроение и, играя с солнышком, он загорел. А у Любомира яркими, спиралевидными линиями закрашен весь листок. Как вы думаете, что это? Оказывается, это Африка. Ведь там много солнца, бананов, апельсин и веселых обезьян, вот они и набезобразничали.

Игры с линиями, так же помогают ребенку выразить свое внутреннее состояние и показать свое настроение, развивают у него понимание своего собственного видения и отношения к происходящему.

Используя для художественной деятельности вырезанные фигурки персонажей или предметов, детям предоставляется полная свобода для их «оживления». Кроме того, арт-терапия — путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. В творчестве человек получает новый опыт, который может применить в жизни, облегчая свое общение с другими людьми.

Может поэтому моим воспитанникам больше нравится работать всем вместе, обсуждать, планировать, приходить к общему решению, общаться?

Помимо занятий, элементы арт-терапии применяются и в других видах дея-тельности.

С каким восторгом и как по-разному каждый ребенок воспринимает богатство красок и событий окружающего мира. Какие необыкновенные возможности таит в себе детская душа? Для меня стало очень важным понять маленькое «Я», почувствовать скрытые тайны, которые возможно малыш преодолевает в одиночку, не упустить нужный момент, чтобы протянуть ему вовремя руку и вместе отправиться в нелегкий путь переживаний, восторга, грусти и радости. Это — путь в страну эмоций, получаемых от соприкосновения с искусством.

Эта волшебная страна зовется арт-терапия. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключи к. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему «Я».

Источник: maam.ru