Теория и практика космического воспитания в педагогике М. Монтессори

Марина Антонова
Теория и практика космического воспитания в педагогике М. Монтессори

Автор: Антонова Марина Сергеевна

Армавир, 2020

В двадцать первом веке существуют такие проблемы как глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, управление природными ресурсами, влияние промышленного развития, защита исчезающих видов, ответственное использование биотехнологии и другие глобальные проблемы. Воспитание ответственности подрастающего поколения за сохранение окружающего мира и за судьбу человечества приобретает все большее значение для современного образования. Поэтому актуальность приобрело космическое воспитание, которое, по Монтессори, означает сохранение и развитие у ребенка полной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями.

Следуя различным «космическим» теориям (Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др., Монтессори видит во всем созданном творении «единый план, от которого зависит не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Вся жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и цель всех ее составляющих – под влиянием окружения занять в космическом плане должное место» [6]. Космическая теория, по мнению М. Монтессори, должна включать не только природу, но и человека, как действующую силу творения [4].

Ведущей идеей космического воспитания является раскрытие перед ребенком мира в его единстве и разнообразии, начиная с зарождения Вселенной и до современной жизни человека[5].

Космическое воспитание – не предмет и даже не предметная область, а принцип, которому подчинено воспитание и обучение [3].

Е. Ефимова пишет, что космическое воспитание идеально подходит для детей от 6 до 12 лет, потому что М. Монтессори выделяла 4 фазы или стадии развития ребенка и данный возраст входит во вторую фазу. В этот период у ребенка происходит усиление внимания к внешнему миру и общению вне семьи, переход от наглядно-образного мышления к абстрактному и повышенный интерес к морали [2].

В Монтессори-педагогике все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение.

В Монтессори-классе по стандарту AMI (Международной Ассоциации Монтессори) нет зоны формирования представлений об окружающем мире (зоны космического воспитания, помещение делится на зоны УПЖ (упражнения практической жизни, сенсорики, родного языка и математики. «То, что называют космосом, на самом деле просто сенсорные и языковые расширения», объясняет Монтессори-педагог Юрий Филёв [1].

Но условно в зону космического воспитания включается [1]:

Центр представлений о географии (континенты и страны, природные зоны, солнечная система);

Центр представлений о зоологии (классификация животных, среда обитания, строение, развитие);

Центр представлений о ботанике (гербарий, классификация, среда обитания растений, строение);

Центр представлений о времени (линии времени, календари);

Центр представлений о науке (опыты и эксперименты).

Данные центры могут пополняться пособиями, сделанными своими руками. Вдохновившись идеями космического воспитания, мы изготовили лэпбук для дошкольников подготовительной группы на тему «Космос» (Приложение 1, в который входят такие пособия:

Пазлы «Собери ракету», развивающее и интересное занятие, которое увлекает детей.

Серия игр и упражнений по теме «Космос», направленных на всестороннее развитие детей.

Портреты и описание «Первых космонавтов», которые знакомят с историей первых космонавтов.

Знаки зодиака, о которых узнают дети.

Космические раскраски, которые развивают мелкую моторику, навыки письма, фантазию, пространственное мышление и т. д.

«Лепим и мастерим», здесь собраны схемы лепки и конструирования на космическую тематику.

Картотека опытов и экспериментов, которые воспитатель может использовать при знакомстве детей с окружающими явлениями.

Загадки о космосе, которые могут формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, но и развивать мышление.

Танграм с космическими схемами, который развивает усидчивость, внимание, умение концентрироваться на деталях, воображение, логическое мышление и т. д.

Кроссворд, который развивает деятельное запоминание, что повышает уровень эффективности усвоения материала в несколько раз.

Также мы изготовили макет «Солнечной системы» (Приложение 1) из старых елочных игрушек, пластилина, картона, ниток, цветной бумаги. Он поможет расширить и уточнить представления у детей о планетах солнечной системы.

Еще мы сделали макет карты мира и животных разных стран в электронной версии (Приложение 2, идея была взята у педагога раннего развития Куприяновой Анны. Данный макет можно распечатать в большом формате и в игровой форме изучать материки, страны, животных и т. д.

В настоящее время много детских садов муниципальных, а также частных, используют педагогику Монтессори. Монтессори-педагоги проходят различные курсы, тренинги, семинары по самообразованию, например, в 2019 году в городе Сочи проходил семинар «Расширение языка в сенсорику, природу и культуру» — часто это называют «Космической зоной». На семинаре Татьяна и Йоахим Даттке, педагоги Association Montessori Internationale и ведущие многочисленных проектов и тренингов в России, Украине, Белоруссии и т. д., проводили отдельные занятия курса. На семинаре обсуждали вопросы по космическому воспитанию.

Таким образом, космическое воспитание помогает подготовить детей успешно справляться с задачами, которые ставит перед ним современная реальность – это забота об окружающей среде. Также ребенок получает представление о взаимодействии предметов и явлений, истории, культуре народов и, конечно, познает себя.

Список литературы

1. Гончарова, Н. Монтессори-среда: деление на зоны [Электронный ресурс] / Н. Гончарова. — 2017. – Режим доступа : https://mchildren.ru/montessori-sreda-delenie-na-zony/

2. Ефимова, Е. Космическое воспитание — педагогика Монтессори [Электронный ресурс] / Е. Ефимова. — 2016. – Режим доступа : https://mirkultura.ru/kosmicheskoe-vospitanie-osnova-nachalnogo-obrazovaniya-montessori-evgeniya-efimova/

3. Монтессори, М. Школа Монтессори / М. Монтессори ; пер. : К. Е. Сумнительный, С. И. Сумнительная. – М. : АСТ, 2016. – 224 с.

4. Тарасенко, Н. Г. Место идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» в формировании мировоззрения человека XXI века / Н. Г. Тарасенко // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. Педагогика. – Белгород, 2006. – Вып. 1. – С. 282–289.

5. Хилтунен, Е. Воспитываем детей по методу Марии Монтессори / Е. Хилтунен ; под ред. Д. Филатовой. – М. : АСТ, 2018. – 288 с.

6. Хуторской, А. В. Космическое ли это воспитание? [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. – Режим доступа : http://www.ug.ru/old/95.26/121.html

Источник: maam.ru