Статья «Технологии инклюзивного образования» из опыта работы

Марианна Айваседо
Статья «Технологии инклюзивного образования» из опыта работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Учитель начальных классов

I квал. категории

Айваседо Марианна Гордеевна

Технологии инклюзивного образования.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в организации инклюзивного образования (ИО). Рассмотрим технологии организации инклюзивного образования. К таким технологиям относятся:

• технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл);

• технология включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу);

• технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах (отечественный подход);

• технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей (Н. Н. Зубарева, И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина);

• технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии;

• технология социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ (по Е. А. Мартыновой).

Рассмотрев все технологии организации ИО, я выделила для дальнейшей работы технологию создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей. Автор данной технологии Дэвид Митчелл. Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого условия является обязательным. В противном случае, идея инклюзии будет профанирована. Эти условия он выразил в виде формулы:

ИО = В + О + 5К + П + Рс + Рк

Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку.

• В – видение. Это приверженность основным принципам ИО и готовность к его введению. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного коллектива для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

• О – Определение в школу. Включение детей в общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные школы, в специальные классы).

• 5К – это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.

Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.

Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В случае использования оценки для «сортировки», учащиеся с особыми образовательными потребностями неизбежно окажутся худшими, получив «клеймо» неудачников и снижение мотивации. Такие дети, как правило, вытесняются из школы. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Т. е. оценка должна давать информацию о том, каковы достижения у ребенка, какие трудности в обучении он испытывает и в чем их причины. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.

Адаптивное преподавание: ИО требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.

Признание права на инклюзивное образование. ИО основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.

• П – поддержка. ИО требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, специальные педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники, врачи, координатор специального образования, который консультирует обычных педагогов школы, а также помощники учителей. Важна поддержка и помощь со стороны родителей.

• Рс – Ресурсы: все ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями, как, правило, сосредоточены в системе специального образования (особенно, если она хорошо развита). Это – материальные средства, подготовленные кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Необходимо перераспределить эти ресурсы, как это делается во многих странах, на основе принципа «ресурсы идут за учеником».

• Рк- руководство: для того, чтобы все перечисленные компоненты ИО работали, необходимо руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, а также на уровне директоров школ и учителей. Все участники процесса должны понимать и уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность успешной реализации ИО. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность за развитие инклюзивной культуры в своих школах.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Коррекционная работа достигается с использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:

1) формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

2) обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;

3) побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

4) установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

5) использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

6) разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

7) использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я применяю особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ

1. Технология разноуровневого обучения.

2. Игровые технологии.

3. Технологии Арттерапии.

4. Личностно-ориентированные технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.

7. Технологии компенсирующего обучения.

8. Здоровьесберегающие технологии.

В классно-урочной системе и во внеклассной работе я применяю технологию разноуровневого обучения. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

• Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

• Учет структуры дефекта;

• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

• Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

• Соответствие коррекционной цели занятия;

• Учет принципа смены видов деятельности;

• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

К нетрадиционным методам в коррекционной работе с детьми с ОВЗ я применяю технологии арттерапии: фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, рефлексотерапия и точечный массаж, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные. Эти технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Личностно – ориентированные технологии (Якиманская И. С., Амонашвили Ш. А.) в школе-интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе, в каждом классе начальной школы, имеется мобильный класс. Один час в неделю мои учащиеся занимаются, изучая предмет «Основы информатики». На своих уроках используя ноутбук, я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе и вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. В учебно – воспитательном процессе я использую:

компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

тестовые технологии (презентации);

аудиовизуальные технологии;

компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологии имеет следующие преимущества:

исключается уравниловка и усреднение детей;

повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

создаются щадящие условия для слабых;

у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

повышается уровень «Я-концепции» ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Источник: maam.ru