«Создание развивающей среды для развития познавательной активности детей по ознакомлению с профессиями»

Рузанна Аванесян
«Создание развивающей среды для развития познавательной активности детей по ознакомлению с профессиями»

Консультация для педагогов на тему:«Создание развивающей среды для развития познавательной активности детей по ознакомлению с профессиями».

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

В настоящее время в нашем обществе распространено мнение, что рабочие профессии менее престижны, чем такие профессии как юрист, экономист, менеджер и т. п. Подобное мнение формируется у молодых людей еще с детства, когда они видят внешнюю сторону той или иной профессии. Окончив школу, молодые люди выбирают для себя «Престижные» профессии и предпочитают поступать в ВУЗы, а отсюда возникает дисбаланс в подготовке кадров в системе профессионального образования – выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием преобладает над подготовкой высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Дефицит последних двух категорий работников сказывается на медленных темпах модернизации как высокотехнологичных, так и классических отраслей экономики. Неудачное профессиональное (а в более широком смысле — и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, социальных, экзистенциальных проблем и девиаций, что подчеркивается в национальной доктрине образования до 2025 года, которая очень четко обозначает данную проблему и видит ее разрешение в основе дошкольного детства. Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности

Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

• Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая)

• Дидактическая (игра с предметом, настольно — печатная, словесная)

• Подвижная

• Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровая деятельность дошкольников по ознакомлению с трудом взрослых, не может реализовываться без развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.

При наполнении развивающей предметно-пространственной среды в группах и на прогулочных участках необходимо ориентироваться на педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. Согласно пункту 3.3. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группах оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета.

• «Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий,помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

• «Центр Сюжетно- ролевых игр» — является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности, изображающие предметы труда и быта; для развития предметных действий, ролевые атрибуты к играм, необходимые материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. («Магазин», «Больница», «Кухня», «Дом»,«Парикмахерская», «Гараж», «Мастерская» и т. д.)

• Центр «Конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

• «Центр двигательной активности» содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность детей.

• Центр «Мир на дорогах» представлен игровым центром в группах, модульными машинами, макетами, площадкой со знаками дорожного движения на улице.

• Центр «Служба спасения» — помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и знакомит детей с профессией пожарного, полицейского.

• «Центр природы» включает комнатные растения, календарь природы по временам года, «огород на окне» — наблюдение за ростом растений, материалы для развития трудовых навыков, природный материал. Также важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком

• «Экспериментальный центр» оснащен материал для опытнопоисковой работы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Имеется выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

• «Музыкальный центр» представлен музыкальными инструментами, игрушками, фотографиями детских композиторов, дидактическими играми по ознакомлению с профессией музыканта, техническими средствами обучения магнитофон, аудиозаписи детского музыкального репертуара.

• В «Центре творчества» размещены материалы, раскраски по ознакомлению детей с профессиями и мастерами по изготовлению народных игрушек. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности. Дети имеют возможность самовыражаться в свом творчестве.

• В центре «Библиотека» имеется детская художественная литература по ранней профориентации детей дошкольного возраста с учетом возраста, иллюстрации к детским произведениям, альбомы, подборки иллюстраций, картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда.

• В группах необходимо наличие уголка «Релаксации» (уголки уединения, где дети могут посмотреть фотоальбомы, иллюстрации по теме «профессии» немного отдохнуть.

В старшей группе дети знакомятся с новыми профессиями и в связи с этим организуются новые центры.

• Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т. п. Результатом деятельности данных является съемка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.

• Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.

Одним из способов ознакомления детей с профессиями являются интересные экскурсии (в медицинский кабинет; прачечную, в библиотеку, в школу; на почту, квэст-игры, игры-путешествия и пр. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Наиболее современным способом ознакомления детей с профессиями являются виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий в мобильных интерактивных мастерских, что позволит наглядно показать и смоделировать различные профессиональные ситуации, которые в условиях детского сада невозможно воссоздать

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды» в целях ранней профориентации подразумевает:

• Материалы для дидактических, сюжетно-ролевых игр.

• Подбор демонстрационного материала — «Профессии»

• Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями

• Аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»

• Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

• Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

• Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, в том числе с использованием ИКТ-технологий.

• Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

• Выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

• Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

• Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

Неоценимую помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которые активно вовлечены в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Они также выступают в качестве учителей-наставников. Показать суть профессии «изнутри», донести до детей истинную значимость труда могут лишь люди, сами работающие в этой профессии. Для этого организуются экскурсии или снимаются видеоролики о профессиях родителей, оформляются альбомы с фотографиями «Профессии наших родителей», проводятся беседы с приглашением родителей.

Использование созданной развивающей предметно-пространственной среды, приведет к достижению качественных результатов развития общих и допрофессиональных способностей, сформированности позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий у детей дошкольного возраста и создание образовательных продуктов по ранней профориентации.

Помочь ребенку сделать правильный выбор — непростая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Источник: maam.ru