Создание мини-музея в образовательном пространстве ДОУ

Алла Арженовская
Создание мини-музея в образовательном пространстве ДОУ

Ябедина Г. Ю.

руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 29

Чурушкина Н. И.

музыкальный руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 29

Арженовская А. В.

воспитатель

СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ДЕТСКОГО САДА

В настоящее время в каждой дошкольной образовательной организации идет интенсивное обновление педагогического процесса, происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы семьи.

ФГОС ДО делает приоритеты на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Совместная деятельность взрослого и детей — не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской формы организации образовательного процесса. На сегодняшний день для многих дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы с детьми и родителями, широко внедряются программно-методические модели развития личности ребёнка, требующие единства воспитательно-образовательного процесса. Одна из форм создания единого образовательного пространства – создание мини-музеев в ДОУ, так как музей не только удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей, но и способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть образовательного процесса: – является действительным модулем развивающей предметно — пространственной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; – способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; – помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении было решено создать собственный мобильный музей «Русская изба».

При создании мини-музея мы придерживались следующих принципов:

• Принцип деятельности и интерактивности.

Мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

• Принцип природосообразности.

Мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

• Принцип культуросообразности.

Мини -музей ориентирован на приобщение детей русской культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве.

• Принцип динамичности и вариативности.

Экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.

• Принцип регионального компонента.

Мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению культурой Нижегородского края, с целью воспитания уважения к своему дому, к родной земле, малой Родине; приобщению ребёнка к национально-культурному наследию, образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков.

Для осуществления задуманного проекта мы поставили следующие цели:

• Привить интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.

• Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, и способную ориентироваться в современном мире.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:

• Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба».

• Обогатить предметно-развивающую среду предметами быта, народно-прикладного творчества.

• Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта, орудиями труда, одеждой.

Первое, что мы сделали, это нашли небольшое помещение – что-то вроде «горницы». В ней решили разместить предметы народного быта.

Начались поиски, в которых участвовали не только сотрудники детского сада, но и педагоги школы и родители. Чудом сохранившиеся предметы отыскивались и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах, у родственников. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканные половики, из деревень привозили чугунки, коромысло, ухваты. Нашлись даже прялка и старый утюг. Во время совместных поисков дети узнавали интересные семейные истории, традиции прошлого.

Вот и заработал наш музей!

В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды. Как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, попить чай из самовара, потом исполнить русские народные песни, заняться рукоделием, расписать пасхальное яйцо.

Первыми посетителями нашего музея были наши малыши. Они знакомились с предметами быта, их названиями, предназначенными способами действия с ними. Старшие дошкольники самостоятельно проводили экскурсии по нашему музею, рассказывали об экспонатах, правилах этикета и гостеприимства.

Итогом нашей работы в 2019 году стало участие в XIII городском конкурсе стационарных и временных выставок «Истории обычных вещей».

В номинации «Выставки в образовательных учреждениях, не имеющих паспортизированных музеев» наше дошкольное учреждение заняло 1-е место среди школ. Мы были единственные из дошкольников, а призовое место было для нас неожиданным!

Воодушевившись победой, мы решили поучаствовать в XII городском конкурсе «Юный экскурсовод» по теме: «Я горжусь тобой, мой Нижний Новгород». В номинации «Экскурсии по выставкам «Истории обычных вещей», где в роли экскурсоводов выступили наши дети подготовительной группы. Среди школ мы снова заняли 1-е место.

Сегодня наш мини-музей является частью образовательного пространства детского сада. Музей тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Музей явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях, экскурсиях и мастер-классах, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

Таким образом, на сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.

Список используемой литературы:

1. Юрченко Т. В., Черницова Ю. В., Григорьева И. А. Создание мини-музеев в образовательном пространстве группы как инновационная форма работы с детьми и родителями в практике ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 146-149.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», С. -П., 2008.

3.«Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008.

4. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание // Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. — СПб., 2008.

5. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000.

6. Рыжова Н,А., Логинова Л. В., ДанюковаА. И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.

7. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание — 2007. — № 10.

8. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.

Источник: maam.ru