Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

Ольга Ушакова
Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребёнок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребёнку: что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад.

Примерный рассказ:

«Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу. Чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни в детском саду».

3. Проходя мимо, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – осенью он сможет ходить туда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребенку о режиме в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще его вы будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть всех детей – тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребёнок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь, книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами – тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребёнком.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться с ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

8. Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Маше, Серёже, Саше. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

11. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

13. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

14. Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

15. Если через месяц ваш ребёнок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

16. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги детского сада ждут вас!

Уважаемые родители!

Необходимо чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка от потакания детскому капризу. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, оптимизм и чувство юмора.

Если ваш ребёнок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.

Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.

Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день».

Скажите ребёнку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда, и будьте точны.

Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.

Практика оказания помощи семьям в процессе адаптации детей раннего возраста в детском саду показала: большинство типичных проблем, связанных с адаптацией, было снято после установления с родителями отношений, основанных на диалоге и партнерстве. В таких отношениях самыми ценными являются равноправные позиции, позволяющие своевременно и без обоюдной критики выявлять желания и возможности каждой стороны, а также способность педагогов признавать собственное несовершенство и терпимо относиться к фактам родительского несовершенства. В результате трудности проживания детьми ясельной группы адаптационного периода сводятся к минимуму.

Источник: maam.ru