«Социально-личностного развитие: «Образ взрослого в дошкольное детстве»»

ольга чибрикова
«Социально-личностного развитие: «Образ взрослого в дошкольное детстве»»

Вся жизнь человека — это постоянно меняющиеся отношения с окружающими его системами, теми, что требуют от него непрерывной, разнообразной деятельности. Из века в век повторяются, наполняясь новым содержанием в пространстве и времени детства, отношения ребёнка с природой, социумом, самим собой. В одних ситуациях они выстраиваюся с помощью взрослых, в других — ребёнок активно и самостоятельно строит эти отношения в контакте со сверстниками, старшими и младшими по возрасту. Так с дошкольного возраста формируется его субъективная картина мира.

На тернистом пути культурно-исторического развития ребёнок, как известно, контактирует со многими взрослыми : родителями, родственниками, близкими и дальним, воспитателя и и учителями, с другими взрослыми. Отношения с ними у него меняются по мере взросления, развития потребностей — способностей. В. И. Слободчиков, подчёркивая особую роль взрослого, в этой связи замечает: » Чтобы обеспечить ребёнку условия для здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Детство присущи стремление к дополнение, потребность и способность обретения полноты человеческого бытия. Старшие создают особую, располагающую среду, в которой младшим легче рассекречивать и осваивать глубины и потенции внутреннего мира, обогащать ими свою жизнь и жизнь других людей «. Находясь «в событийной общности» со значимым взрослыми — родными и близкими, ребёнок реализует свои потребности в развитии физического, сенсорного, интеллектуального, духовного Я, в свободе и взрослении. Его отношения с родителями обусловлены прежде всего тем, что дают ощущение безопасности, удовлетворяют важную для развития человека потребность в любви. Однако наступает период — не только для детей, но и для взрослых, — требующий расширения границ отношений ребёнка с объективным миром, удовлетворения его потребности в личностном и профессиональном росте. Вот тогда родители обращаются за социальной поддержкой в детский сад. Здесь перед ребёнком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений. В новой социальной системе он учится заботиться о себе, развивает свою автономность в коллективе. Поступление в детский сад, сама обстановка меняет взгляды ребёнка на «другого» по мнению Ш. Зауш-Годрон, тот ребёнок, который посещает детский сад, пребывает в точке с хождения семейной и внесемейной, общественной систем. И с этой точки «схождения» он может находиться в гармонии или в противоречии. Вот почему, чтобы не быть связанным только со своей семьёй, ребёнок должен научиться в дошкольные годы сочетать различные области социализации.

Окружение ребёнка — семья и другие системы социализации — играет для него различную роль, имеет разные представления, функции, планы. Чтобы дети не страдали, попадая в точку схождения семейной и внесемейной, общественной систем, чтобы как можно мягче открывалась перед ними социальное окно в мир, те взрослые, кто посвятил себя воспитанию подрастающего поколения, должны понимать значения того, что происходит в пространстве — времени дошкольного детства ; уникальность своей роли — роли воспитателя. Только взаимодействие со значимым для ребёнка взрослым позволит им своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждение возможных проблем «отцов и детей».

Возникает вопрос : как достигнуть этого понимания? В триаде «родитель — ребёнок — педагог». Этот вопрос остаётся актуальным во все времена и каждый находится в поисках его ответа.

Источник: maam.ru