Социально — коммуникативный тренинг — учимся общаться с родителями

Елена Гусева
Социально — коммуникативный тренинг — учимся общаться с родителями

«Социально – коммуникативный тренинг – учимся общаться с родителями».

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление условий и способов социально- коммуникативного развития -умение общаться.

2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком; отработка навыка передавать и получать информацию, уточнять, задавать вопросы, пояснять.

3. Содействовать формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье; снятию эмоциональной усталости, улучшения настроения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Ив тоже время, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. А начать нашу встречу мне хотелось бы с одной притчи.

Притча (звучит спокойная инструментальная музыка).

Педагог: Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

– Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь?

– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?

– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то, 500. А что?

– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап, ты можешь занять мне 300?

– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкуюигрушку? – закричал тот. – Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: “Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?” Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег».

Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

– Ты не спишь, сынок? – спросил он.

– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.

– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок.

– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Педагог: Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя “заработать”, “купить” – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС…

Педагог: Как вы думаете, в чем смысл рассказанной мной притчи. О чем она? (Ответы родителей, обсуждение мнений).

Ведущий. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад — это одна большая, дружная семья.

1. Упражнение «Нетрадиционное приветствие».

«Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни. Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, Кто готов рассказать и показать то, как вы приветствуете друг друга при встрече — традиционные способы, приемы, манеру приветствия. Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:Ладонями, но только их тыльной стороной; стопами ног; коленями; плечами (правое плечо легонько касается левого плеча соседа, а затем наоборот); лбами (но очень осторожно). Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать.

Игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности, она и является наиболее эффективным и доступным способом формирования коммуникативных навыков дошкольников.

2. Игра: «Рукавички».

Цель: развитие умения общаться.

Описание игры:

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Играющие расходятся по залу, находят свою «пару», садятся за стол и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Примечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

«Золотое правило» общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» По сути, оно конечно очень простое, однако следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.

В результате наших игр вы должны постараться овладеть не только навыками установления контакта и эффективного общения, научиться слушать себя и других, но и усвоить, что только благодаря тому, что мы умеем видеть в другом человеке равного себе, мы и существуем как общество.

3. Игра «Спички».

Цель: отработка навыка передавать и получать информацию, уточнять, задавать вопросы, пояснять.

По очереди в парах один участник объясняет, что нужно рисовать, другой получает информацию, уточняет и выполняет.

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу. Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре, из этих спичек, выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

Опрос. «Что было легче – объяснять или выполнять то, о чем говорили? Какие трудности возникали, как справлялись?»

4. Упражнение «Одной рукой и узла не завяжешь».

Материалы: листы разноцветной бумаги прямоугольной формы, ножницы, магнитная доска, магниты, лист ватмана с крупной надписью «Сотрудничество».

Перед упражнением разверните лист ватмана.

Педагог: Народная мудрость гласит «Одной рукой и узла не завяжешь». Сотрудничество означает «совместный труд». Чтобы почувствовать это, предлагаю выполнить задание. Разбейтесь на пары. Один человек – правая рука, другой левая. Задача пары – вырезать из бумаги цветок.

Примечание. Оцените правильность и быстроту работы, насколько команда слаженно работала. Цветы закрепите на магнитную доску.

Вывод. Легче взаимодействовать с тем, кто готов сотрудничать.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения.

В последнем выпуске государственных стандартов по воспитанию детей дошкольного возраста появилось такое понятие, как «позитивная социализация», т. е. мы должны воспитывать ребёнка так, что бы в социуме он чувствовал себя позитивно, получал от общения положительные эмоции.

5. Игра «Слепец и поводырь».

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Все присутствующие разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый участник,таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит играющих ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему (Обсуждение).

6. Упражнение «Аплодисменты».

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Педагог: Наша встреча завершается. Мы с вами хорошо поработали.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните!

Спасибо! До новых встреч.

Источник: maam.ru