Система работы педагогов над темами самообразования

Титова Наталья Анатольевна
Система работы педагогов над темами самообразования

Система работы педагогов над темами самообразования

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

На развитие профессионализма педагогов большое влияние оказывает использование разнообразных форм методической работы, способствующих повышению их квалификации:

обучение на курсах

,

самообразование

,

участие в методической работе учреждения, района

.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни самообразовательной деятельности

•Адаптивный

•Проблемно-поисковый

•Инновационный

Цель самообразования педагога — расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания, углубление знаний по разным методикам, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования

1. Общение с высококлассными педагогами.

2. Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.

3. Критический обзор периодической печати.

4. Индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни и цель технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей.

Поэтому решая проблему организации самообразования в учреждении, я, как старший воспитатель ищу такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые будут стимулировать педагога повышать свои теоретические и практические знания, умения и навыки, к тому же это требования Профессионального стандарта, который вступит в силу с января 2020г.

Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. В нем определены общие положения:

-настоящее положения регулируют деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;

-работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

Цель работы над темами самообразования

— систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели мы поставили перед собой следующие

задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в центре инновационных процессов.

Порядок работы над темой самообразования:

1. Выбор темы и сроков работы.

2. Составление индивидуального плана.

3. Отслеживание педагогом работы по теме.

4. Результаты работы и формы его представления.

5. Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

1. Выбор темы и установление сроков работы.

Тема самообразования формируется, исходя из методической темы дошкольного учреждения, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

2. Составления индивидуального плана.

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.

Примерный план работы педагога над темой строится на определении этапов, содержания работы и сроков.

I.Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта и длится I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год; (III, (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год, (IV, (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Определив единую схему индивидуального плана самообразования.

Каждый педагог имеет право вносить коррективы в свой индивидуальный план работы над темой, в котором уже определена тема самообразовательной деятельности, сформулирована цель. Формулируя задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения педагог организует этапы своей работы над выбранной темой, продумывая взаимодействие с детьми и родителями. На этой основе составляется индивидуальный план.

Источник: maam.ru