Сидим дома с пользой. Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста. 2 часть

Елена Чувилина
Сидим дома с пользой. Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста. 2 часть

Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, самое время поиграть. А играть всей семьей намного интересней и полезней. Играйте и наслаждайтесь каждым проведенным днем вместе.

Дидактические игры для детей 4-5 лет.

1. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить детей правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры: Дать ребенку опорные слова лето, жарко, солнце, песок и т. д. Попросить придумать предложения из 3-5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.

2. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Родитель показывает (называет) разные растения и кустарники, а дети (ребенок) выбирают только те, что растут у нас. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – молчат. Кустарники. Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе, рябина, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

3. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цель: уточнить и расширять представления о жизни птиц весной; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Все делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывают птицу, а другая – должна угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

4. Дидактическая игра «Что растет на грядке?»

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация овощей и фруктов.

Ход игры: Родитель называет любой овощ или фрукт, а ребенок должен ответить, где он растет. Можно показать картинку и спросить где растет капуста, а ребенок отвечает: на грядке.

5. Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Родитель стоит в кругу, в руках у него мяч.

Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч ребенку. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочка; ползает – гусеница; бегает – муравей, летает – птица, прыгает — воробей и т. д

6. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Все стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное (птицу, насекомое, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

7. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Ход игры: Родитель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, кукла, машинка, камешек, полоска бумаги, крышечка и т. д) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что он похож и как можно с ним поиграть.

8. Дидактическая игра «У кого кто?»

Цель: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры. Родитель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

9. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Цель: закрепить знания детей о насекомых.

Ход игры: Родитель называет насекомое, а ребенок говорит, чем это насекомое питается.

Кузнечик – травой,

Бабочка – нектаром,

Божья коровка – тлей,

Колорадский жук – листвой,

Стрекоза – другими насекомыми,

Блоха – кровью,

Комар – и кровью, и травой

10. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Родитель показывает, например, оранжевый квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: белка, крокодил, игрушка, трава, свитер, шляпа и т. д.

11. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь (в мешочке находятся предметы, изготовленные из различных материалов)

Ход игры: Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке

В конце дидактических игр, можно провести игру на движения. Дети произносят текст и выполняют движения.

12. Дидактическая игра «Огурцы»

Цель: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.

Ход игры: Игру проводят на игровой площадке (дома в комнате, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Вырастали на грядке (дети ходят в колонне)

Зеленые прядки (переход в полуприсед,

Прятались в них огурцы (приседают,

А солнце пригрело (встают, поднимают руки вверх)-

Вмиг пожелтели (руки, опустили,

Но в бочке они хороши.

После слова «хороши» дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек (по одному человеку). Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры родитель привлекает ребенка к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой игре.

Играйте вместе с детьми!

Источник: maam.ru