Семинар — практикум «Преемственность в работе ДОУ и школы»

Марина Лесных
Семинар — практикум «Преемственность в работе ДОУ и школы»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу хотелось бы начать словами великого психолога Леонида Венгера:

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Сегодня наша встреча проходит в психолого – педагогическом кафе.

Сегодня мы с вами поговорим о важности и необходимости преемственности между ДОО, школой и семьей.

Вхождение в тему.

Предлагаем вашему вниманию «Минутку творчества».

Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «Преемственность» (написать и зачитать, по подгруппам).

А в литературе даны следующие понятия ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:

• С позиции школы – преемственность- это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

• С позиции ДОО – преемственность- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

• Преемственность это двухсторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для обучения в школе, что поможет спокойно пройти период адаптации.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Психологическое упражнение «Мой ребенок – первоклассник».

Родителям и педагогам предлагается взять ручки и листочки. – «Ручку взять другой рукой, не той которой вы обычно пишите!» (Например, если вы обычно пишите правой рукой – переберите ручку в левую руку.) И напишите на листочке: «Мой ребенок – первоклассник». После завершения работы спросите участников, какие эмоции и чувства у них возникли, что они подумали, выполняя упражнение.

После того, как все высказались, ведущий дает совет, как справиться с этими чувствами, что делать?

Как вы думаете, чем отличается просто «ребенок» от «ребенка — первоклассника»?

Упражнение «Продолжи фразу» (передавая предмет)

Ведущий сообщает участникам суть упражнения: передавая предмет, каждый должен продолжить фразу «Ребенок — это…», «Ученик 1 класса — это.».

При обсуждении педагог — психолог акцентирует внимание на позитивных определениях.

А сейчас, представьте, что вы вернулись в детство.

Упражнение «Мое детство»

Цель упражнения: активизация у участников детских воспоминаний, что поможет лучше понимать эмоциональные состояния детей.

Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства. Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем, кто имеет в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Например, замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы, влияет на отношение учителя к своим ученикам. При «выплескивании» в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки участники освобождаются от своих тягостных воспоминаний.

Вывод: необходимо видеть настроение ребенка, и если надо — помогать в трудную минуту, и хвалить за добрые дела и поступки.

Упражнение «Моя первая учительница»

Цель упражнения: развитие способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.

Психолог предлагает участникам вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.

Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям.

Важно также развивать у педагогов и родителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Психолог обращает внимание на важность эмоционального состояния, настроя как взрослого, так и ребенка.

Вывод: педагогам и родителям необходимо быть терпимее к детям, помогать, выслушивать, отвечать на детские вопросы, иметь единые требования к ребенку (дисциплина, ответственность, успеваемость и т. д.).

Упражнение «Пирамида»

Как вы считаете, какие качества должны быть сформированы уже в детском саду, а какие в начальных классах, чтобы период адаптации прошел успешно? Изобразите ответ в виде пирамиды.

Вывод: некоторые качества личности ребенка являются основными, они помогают ребенку спокойно пережить период адаптации.

Задание.

На что, по вашему мнению, необходимо обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе?

1. По мнению родителей 2. По мнению воспитателей 3. По мнению учителей

Обсуждение.

Завершение семинара-практикума.

Прием «Пожелания друг другу…»

Музыкальное сопровождение.

Педагог — психолог предлагает провести анализ результативности семинара.

Написать:

-«Для меня полезным было …»

-«На практике я смогу применить…»,

-«Темы и вопросы, которые нам необходимо проработать на следующих встречах…».

Вывод: Обеспечение полноценных преемственных связей между ДОУ и школой будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.

Завершаем мы семинар — практикум танцем «Взрослые и дети».

До новых встреч, друзья!

Источник: maam.ru