Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников

Юлия Пухова
Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников

СЕМИНАР

на тему:

«Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель I кв. кат. Пухова Ю. Ю.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ЦЕЛЬ

Мотивировать педагогов к обновлению содержания дошкольного образования, повышать профессиональное мастерство педагогов ДОУ по вопросам развития у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО ФГОС ДО

АКТУАЛЬНОСТЬ

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образовательный процесс. «Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Вагнер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников. Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений и навыков. А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли задания. Что же нужно для того, чтобы воспитатели и дети получали от занятий удовлетворение? На это мы сегодня попытаемся ответить.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:

-Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности

-Считает, вычисляет, измеряет, моделирует

-Владеет математической терминологией

-Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

— Владеет простейшими графическими навыками и умениями

-Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

-Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

-Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

-Т. е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

-В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

-Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

— Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

-Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

-Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

-Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

-Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

-Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— Развитие инициативности и активности детей.

Общедидактические принципы в основе методики ФЭМП

Принципы:

-Доступности

-Индивидуального подхода

-Систематичности и последовательности

— Развивающего и воспитывающего обучения

-Наглядности

-Научности

-Интеграции

Принцип наглядности Я. А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «…Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности»

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

-Организованная образовательная деятельность

-Опыты, эксперименты

-Математические праздники, досуги

-Театрализация с математическим содержанием

-Обучение в повседневных бытовых ситуациях

-Беседы

-Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Наглядный материал

2 вида наглядного материала:

Демонстрационный и раздаточный

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:

-Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным;

-В достаточном количестве;

-Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям;

-И демонстрационный и раздаточный материла должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваивается материал.

Методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Практический и игровой метод. Упражнениям. Игровым задачам, дидактическим играм и упражнениям отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

ИГРА

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

— Физическое развитие

Встречается во всех видах детской деятельности:

— Игровая

-Коммуникативная

-Познавательно-исследовательская

-Восприятие художественной литературы и фольклора

-Самообслуживание и элементарный бытовой труд

-Конструирование из разного материала

-Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

-Музыкальная

-Двигательная

Необходимыми педагогическим условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:

-продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

-рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

— активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом. Трансформируемость и полифункциональность пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

наличие в ДОУ или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную деятельность детей

Доступность среды обеспечивает:

— свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает:

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

МОНИТОРИНГ

Мы должны создать условия для общего психического развития детей, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

МОНИТОРИНГ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГУ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ:

-Что уже достигнуто ребенком

-Чего еще необходимо достичь

-Какую работу необходимо провести педагогу, чтобы решить проблемы и добиться ожидаемых результатов.

Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций

-Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.

-Игровые задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.

— Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов наблюдений.

— Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОО.

-При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Источник: maam.ru