Семинар-деловая игра для педагогов «Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»

Наталья Тряничева
Семинар-деловая игра для педагогов «Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»

Семинар – деловая игра для педагогов ДОУ

«Воспитание патриотизма через знакомство с региональным компонентом»

Цель:

повысить компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Ход семинара:

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

2. Деловая игра для педагогов.

Приветствие:

— участники приветствуют друг друга кивком головы;

— приветствие, положа руку на плечо;

— затем приветствие сопровождается рукопожатием;

— изобразить своё реальное настроение.

Для того чтобы педагогам разделиться на две команды, им предлагается составить из напечатанных слов две фразы, относящиеся к краеведению.

1 фраза: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места…» Д. С. Лихачёв 2 фраза: «Разрыв с родной землей обедняет и опустошает душу». А. Омельчук

Жюри оценивает каждый ответ 1 баллом.

Раунд 1 блиц – опрос

1 команда

1. Земля, где ты родился? (Родина.)

2. Официальная эмблема государства? (герб)

3. Древнее название России? (Русь)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Кто из наших земляков стал покорителем космоса (Виктор Васильевич Горбатко, Березовой Анатолий Николаевич, Падалка Геннадий Иванович)

6. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец)

7. Кто такие «казаки»? (Казак – воин, защитник Отечества и веры православной).

8. Как раньше назывался Краснодар? (Екатеринодар)

9. Самое большое пресноводное озеро Краснодарского края и одно из крупнейших на Кавказе (Абрау)

2 команда

1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

2. В каком году основан Новороссийск? (1838)

3. Как называлось жилище казака (хата)

4. Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился по всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол)

5. Кто даровал кубанские земли казакам (Екатерина ||)

6. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

7. Назовите столицу Краснодарского края? (Краснодар)

8. Город Краснодарского края, который был основан древними греками (Анапа)

9. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)

Раунд 2 «Сообразилия»

1.“Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” по Ожегову. (патриотизм)

2. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (традиция)

3. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

4. Своеобразие, непохожесть на других. (самобытность)

5. Сохранение прошлых ценностей в настоящем (культурное наследие)

6. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства (гражданин)

7. Обрядовая еда на празднике проводов зимы (блины)

8. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению (толерантность)

9. Какая птица изображена на гербе России? (Орел)

10. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (фольклор)

Раунд 3 «Путешествие по Краснодарскому краю»

1. Назовите год основания города Краснодара (1628)

2. Какие горы окружают наш город? (Кавказские. В юго-западной части город окаймлён отрогами Навагирского хребта, подходящими к городу с северо-запада, от района Анапы. Самая высокая точка Навагирского хребта на территории Новороссийска — гора Колдун (447 м). С северной стороны город прижат к морю Маркотхским горным хребтом, который тянется ещё на 50 км на юго-восток вплоть до Геленджика. Самая высокая точка Маркотхского хребта на территории Новороссийска — гора Сахарная голова (558 м).

3. Полезные ископаемые Маркотха (представлены строительным материалом: ракушечником, известняком, песчаником. Изредка встречаются охра, железо, гипс. Особое место в этом ряду занимают натуральные цементные мергели).

4. Назовите крупные города нашего края (Краснодар, Армавир, Сочи, Ейск, Кропоткин, Новороссийск, Анапа, Крымск, Лабинск, Тихорецк) 5. Назовите гимн Новороссийска (Новороссийские куранты (Опус 111b) написаны Дмитрием Шостаковичем в 1960 году для мемориала Великой Отечественной войны, находящегося на площади Героев в Новороссийске, где непрерывно по расписанию играют с открытия мемориала в 1960 году). 6. Назовите заповедники, находящиеся на территории нашего края? (Государственный природный заповедник «Утриш», Кавказский государственный природный биосферный заповедник). 7. День освобождения г. Новороссийска от фашистов (16 сентября 1943 г.) 8. День основания города Новороссийска (12 сентября 1838)

9. Главные достопримечательности Новороссийска? (Крейсер «Кутузов», Мемориал Малая земля, набережная)

10. Какое природное явление в городе называют Борода? (Наука называет это явление бора (борей) или норд-ост. Это приход северо-восточного ветра, несущего холодный воздух с гор и из-за гор Маркотхского хребта)

Раунд 4. «Знатоки флоры и фауны нашего края»

1. В 2007 году появилась на свет Красная книга Краснодарского края, в которой возникли первые записи редких и исчезающих видов местной флоры и фауны. Была принята программа по охране и высадке уникальных растений, уже появившихся в Красной книге Кубани. Какие растения занесены в Красную книгу Краснодарского края? (адонис весенний, подснежник кавказский, бессмертник песчаный, вахта трехлистная, диоскорея кавказская, сабельник болотный, морозник кавказский и подснежник Галантус, гранат обыкновенный, инжир, гравилат речной, девясил высокий, кубышка желтая, любка двулистная, цикламен кавказский, безвременник великолепный)

2. Какие растения нашего края богаты витамином С? (шиповник, смородина, калина) 3. Какие лекарственные растения вы можете назвать? (крапива, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха, мята, лопух, подорожник и др.)

4. Назовите уникальные растения Краснодарского края (можжевельник, самшит, сосна пицундская, фисташка, виноград дикий)

5. Животные, занесённые в Красную книгу Кубани (Кавказский лесной кот, переднеазиатский леопард, горный зубр, кавказская рысь, хорь-перевязка, кавказская выдра, кавказская серна, черноморская афалина).

6. Каких животных можно встретить в окрестностях Новороссийска? (еж, заяц-русак, белка обыкновенная, шакал, волк, лиса, кавказский кот, рысь, бурый кавказский медведь, енотовидная собака, енот-полоскун, кабан, встречаются олени и косули, куница — каменная и лесная, европейская норка, выдра, барсук, ласка, землеройки, кроты, соня-полчок, черепахи — речная и средиземноморская, полоз обыкновенный или желтобрюх, полоз узорчатый, эскулапова змея, обыкновенный и водяной ужи, безногая ящерица, тритон, саламандра, лягушка-квакша и огромная серая жаба. Из ядовитых змей встречаются гадюки).

Раунд 5. «Вспомним детство золотое» (разрезные картинки)

Каждой команде нужно собрать по две достопримечательности нашего города и правильно сказать их название.

(Предлагаются картинки – Мемориал «Малая Земля», Памятник «Непокорённые», Памятник Мемориал «Линия обороны», Мемориальный комплекс «Долина смерти»).

Рефлексия

На листе бумаги предлагается участникам обвести свою ладошку.

Каждый палец – это ваше мнение о нашей встрече. Выделите цветом:

Большой – для меня это важно и интересно.

Указательный – я получила интересные знания.

Средний – мне не понравилось.

Безымянный – игра прошла с пользой для меня.

Мизинец – для меня было недостаточно

Источник: maam.ru