Сценарий внеклассного мероприятия «Русский чай»

Сахаяна Иванова
Сценарий внеклассного мероприятия «Русский чай»

вечер русского языка

Участники: учитель, учащиеся 6 класса, ведущий-помощник, коробейники (ведущий-помощник и коробейники могут быть учениками из других старших классов, гости (учителя-предметники, родители (по желанию).

Тема: «Русский чай»

Цели: Познакомить учащихся с русскими обычаями, приобщить к культуре русского народа, прививать любовь к русскому языку. Воспитывать чувство коллективизма, воспитание дружбы и уважение друг к другу.

Оформление: Зал оформляется красочным плакатом, на котором большой самовар и надпись: «Добро пожаловать на русский чай». Ребята, учитель, ведущий-помощник, коробейники одеты в русские национальные костюмы.

Столы сервируются в русском стиле: самовары, чайная посуда, угощения. Вывешиваются плакаты с пословицами о чае:

• Чай не пьёшь- откуда силу возьмёшь?

• Выпей чайку — позабудешь тоску.

• За чаем не скучаем — по три чашки выпиваем.

• Пей чай, не вдавайся в печаль.

Сценарий вечера «Русский чай»

Слайд № 1 (число, надпись «Вечер русского языка»)

Слайд № 2 (Самовар и чашка чая)

Учитель: здравствуйте, дорогие ребята, гости дорогие! Скажите, ребята, что вы видите на экране? Что вы видите вокруг себя? Правильно, картинку с самоваром, с чаем, пословицы о чае. Значит, сегодня мы о чем будем говорить? Правильно, о чае! А если мы все оделись в традиционные одежды русского народа, тогда, как будет звучать тема нашего сегодняшнего вечера. Молодцы! «Русский чай»

Ведущий-помощник: Приглашая в гости, мы любим угощать чаем. Русский чай — основа русского гостеприимства.

Учитель: И немного из истории чая. Слайд № 3 (М. Ф. Романов)

В Европу первый чай привезли в 1610 году голландские путешественники.

Ведущий-помощник: Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки Монгольскому хану Кучкуну. Хан в свою очередь послал в подарок Московскому царю 200 пачек чая весом до тысячи фунтов!

А вы знаете, что означает слово «фунт», давайте уделим минутку на словарную работу. Слайд №4 (словарная минутка)

Фунт (от лат. pondus – вес, гиря) – единица измерения массы.

По Ожегову:

• Фунт – Денежная единица в некоторых странах.

• Фунт Соответствующая старинная мера веса.

• Фунт Английская мера, равная 453,6 г.

• Фунт старая русская мера веса, равная 409,5 г

Слайд №5

Учитель: Попробовал царь Михаил Федорович (портрет на слайде) неизвестный до того времени напиток и сказал: «Хорошо питие. Ещё!». Это и было первое чаепитие на Руси.

Ведущий-помощник: «Хорошо питие!» — сказал Русский царь. «Хорош чаёк!» — говорят сейчас.

Давайте же и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, себе чай. Угощайтесь пряниками, булочками, разными сладостями.

Слайд № 6.

Вместе: приятного чаепития!

Учитель: Дорогие друзья! А что такое улыбка? Улыбка – украшает человека. Улыбка – приносит счастье и удачу в жизни. Давайте, сейчас послушаем песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»

Слайд № 7. Прослушивание песни «Улыбка».

Ведущий-помощник: Улыбайтесь чаще…

Учитель: Улыбайтесь – всегда!

Ведущий-помощник: Улыбайтесь и сегодня!

Учитель: И пусть улыбка не покидает Вас весь вечер.

Ведущий-помощник: Сегодня мы собрались здесь не только пить чай, но и веселиться, играть, петь песни и многое другое.

Учитель: Вы станете участниками весёлых конкурсов. Победителей ожидают призы. Наш главный приз — каравай дружбы. (каравай находится в центре стола)

Ведущий-помощник: Итак, если уж мы начали вечер со стола давайте, проверим, насколько хорошо вы знаете названия русских национальных блюд.

Слайд № 8 Задание I.

I задание. Каждый стол должен назвать не менее трёх русских национальных блюд. Повторяться нельзя.

После угадывания блюд. Давайте, посмотрим какие разновидности русской национальной кухни есть?

Ответы (Слайд № 9, 10): щи, уха, рассольник, борщ, пельмени, блины, пироги, оладьи, ватрушки, пышки, кулебяки, пончики, окрошка, холодец (студень, каша и т. д.

Слайд №11. Прослушивание песенки о дружбе из мультфильма «Тимка и Димка»

Учитель: О чем поётся в песне? Правильно, о дружбе. Следующее наше задание на знание пословиц о дружбе; Каждый стол называет пословицу на данную тему.

Дети отвечают.

Вот мы назвали разные пословицы о дружбе. И каждая из них учит нас быть дружными и дорожить дружбой. Ведь у кого много друзей, тот самый богатый человек.

Слайд № 12. Под звуки песни «Эх, полным полна, моя коробушка» входят коробейники. В лотке у одного задания, у другого- призы.

Коробейники: Подходите, не стесняйтесь, стать счастливым попытайтесь! Кто выполнит задание, получит приз.

Задания.

1. Продолжите пословицы о языке:

— слово не воробей, … (вылетишь – не поймаешь)

— не храбрись словом, … (а покажи делом)

— меньше говори — … (больше дела твори)

— сначала подумай — … (потом говори)

— от доброго слова… (язык не усохнет)

2. Быстро проговорите следующие скороговорки

• На дворе трава, на траве дрова.

• Кукушка кукушонку купила капюшон, а в капюшоне он смешон.

• Ткёт ткач ткани на платок Тане.

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

• От топота копыт пыль по полю летит.

3. А теперь, друзья, отгадайте нам загадки:

— Заплелись как густые травы, закудрявились рога, да и сам я весь кудрявый, даже с завитком рога. (Ответ: Баран)

— Еду, еду – нету следу. (Ответ: Лодка)

— Без рук, без топора, построена изба. (Ответ: Гнездо)

— Кто в год по четыре раза переодевается? (Ответ: Земля в разные времена года)

— Нас семь братьев. Летами – равные. А именами разные. (Ответ: Дни недели)

Награждение выступающих сопровождаются репризами:

— Мне понравились ребята, одарю я их богато.

— Вы, ребята, молодцы! Вот попробуй – огурцы!

— Вам я тоже за участие подарю призы на счастье.

— Поиграл ты хорошо, будь активен так еще!

— И последний наш подарок достается — Сардане!

При выходе:

— Вот и кончились задания, говорим всем до свидания! (Коробейники махают руками на прощанье и уходят).

Учитель: «В гостях у сказки…» Слайд № 13 – по ключевым словам вы должны угадать название русских народных сказок.

— старушка, старик, яйцо, мышка, курочка… (Курочка Ряба) слайд №14

— старик, старуха, тесто, метёт, сметана, дорога, заяц… (Колобок) слайд №15

— старик, внучка, старуха, собака, мышка, репа (Репка) слайд №16

— Иванушка, сестрица, гуси, печка, яблоня (Гуси-лебеди) слайд №17

— заяц, не хвост а хвостище, тетка ворона, хваста (Заяц – хваста) слайд №18

— старик, старуха, Иван, братья, чудо-юдо (Иван – крестьянский сын и чудо-юдо) слайд №19

— печка, щука, прорубь, ведра, царь (Емеля) слайд №20

— сестрица, Иванушка, козлёночек, речка, копытце (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) слайд №21

— Иван-царевич, стрела, лягушка, Василиса-Премудрая (Царевна-лягушка) слайд №22

— муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лиса-краса (Теремок) слайд №23

Ведущий-помощник: А сейчас обратимся мы к истории и проведем его в виде блиц-опроса. Я держу в руках карточки с вопросами, вы выбираете одну из них и сразу отвечаете:

1. Когда празднуют День славянской письменности? (11 (24 по новому стилю) мая) Слайд № 24

2. Когда отмечается день русского языка? (6 июня – день рождение А. С. Пушкина) Слайд № 25

3. Когда основана первая школа в Вилюйском улусе? (1829 г. — первая казачья школа) Слайд № 26

4. Назовите год основания Народной библиотеки в Вилюйске? (1898 год) Слайд № 27

5. В каком году основана наша школа? (1931 г. – первая начальная школа)

Учитель: Мы все сегодня собрались за столом пить чай. А у русского народа за столом какая традиция? правильно, петь песни. Русский народ всегда: и в горе, и в радости поет песни. Давайте же и мы для разминки начнем игру «Споемте, друзья». Участвуют все!

Задание такое: Я читаю строку из песни, а вы должны продолжить слова и спеть.

«В траве сидел кузнечик…» В траве сидел кузнечик

Совсем как огуречик

Совсем как огуречик

Зелененький он был… Слайд № 30 (прослушивание песни и пение)

«Чунга-чанга…» … синий небосвод

Чунга-чанга лето круглый,

Чунга-чанга весело живем,

Чунга-чанга песенку поем. Слайд № 31 (прослушивание песни и пение)

«Антошка, Антошка…» Пойдем копать картошку,

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку,

Тили-тили, трали-вали

Это мы не проходили,

Это нам задавали,

Парам-пам-пам Слайд № 32 (прослушивание песни и пение)

«Я на солнышке сижу…» Я на солнышко гляжу,

Все сижу и сижу, и на солнышко гляжу

Я на солнышке сижу и сижу и на солнышко гляжу Слайд № 33 (прослушивание песни и пение)

«По синему морю в зеленой земле.» Плыву я на белом своем корабле,

На белом своем корабле… Слайд № 34 (прослушивание песни и пение)

«Ой, цветет калина…» В поле у ручья, парня молодого полюбила я…

Парня полюбила на свою беду…

Не могу открыться, слов я не найду… Слайд № 35 (прослушивание песни и пение)

«Валенки да валенки…» Ох, да не подсшиты стареньки.

Ах, ты, Коля, Коля, Николай.

Сиди дома не гуляй… Слайд № 36 (прослушивание песни и пение)

«Ничего на свете лучше нету…» Чем бродить друзьям по белу свету, тем кто дружит не страшны тревоги, нам другие дороги дороги. Нам другие дороги дороги. Слайд № 37 (прослушивание песни и пение)

Учитель: Дорогие друзья! Сегодня среди нас присутствуют те, у кого день рождения в этом месяце. Давайте поздравим их. Это Семенова Альбина и Львов Виталий. Как раз их день рождение на этой неделе. Поздравляем их и дарим в подарок песенку крокодила Гены. (Слайд № 38 Звучит «Песенка крокодила Гены»)

Настало время подвести итоги.

Ведущий-помощник: Как вы думаете, ребята, а кто заслужил праздничный каравай?

Учитель: Дорогие гости! Надеемся, что вы не скучали на нашем вечере. Все участники были активными, показали хорошие знания. Поэтому по праву наш каравай выиграли ВСЕ. Победила дружба. И сейчас мы его разделим, право разрезывания каравая-торта дается Альбине и Виталию. (Звучит музыка. Каравай разрезается, каждый стол получает часть).

Источник: maam.ru