Сценарий развлечения «Возьми здоровье у природы» в старшей группе

Юлия Шутова
Сценарий развлечения «Возьми здоровье у природы» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;

Цель: знакомство детей с лекарственными растениями, расширение кругозора.

Задачи:

Образовательные: учить детей узнавать и правильно называть лекарственные растения (4-5 видов, вызвать интерес к изучению природы, закреплять названия лекарственных растений;

Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности, расширять знания о пользе и применение лекарственных растений, закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений, логическое мышление, обогащать словарный запас детей (настои, отвары, лекарственные растения.);

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и умение правильно вести себя в природе.

Виды деятельности: изобразительная, двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: пакеты с травами, отвар шиповника, стихи,

маски для детей с лекарственными растениями, презентация: «Лекарственные растения», корзина с лекарственными растениями, гербарий, глобус, музыкальный центр.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Лес как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Но, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Ребенок: Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения;

Что пригодны для лечения!

Воспитатель: С некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся. Как вы думаете, почему они называются лекарственными?

Дети: Потому что из них можно сделать лекарство.

Воспитатель: Правильно, их используют для лечения заболеваний.

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие в царство лекарственных растений, чтобы побольше узнать о них. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!

Физминутка: «Едем, едем на машине…»

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!

Волосы ерошит ветер, мы шоферы — хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает кто-то. О том, как были открыты его целебные свойства, существует легенда. «Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой зеленый листок, и через некоторое время обе змеи скрылись с глаз.

Подорожник (ребенок в шапочке подорожника):

С названием простым

и тревожным

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок – Подорожник

Растет у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать».

Показ слайда – подорожник.

Воспитатель: Подорожник – это лекарственное растение. У подорожника овальные листья, на стебле расположены цветы, похожие на колосок. Листья подорожника используют при ранах, нарывах, т. к. они убивают микробов. В народе его называли “порезник, ранник” или «зелёным бинтом». Если его приложить к ране, то она быстро заживёт. Только ребята перед тем, как приложить подорожник, его надо обязательно помыть.

Подорожник:

Листок оторви осторожно, сполосни

И жгучую боль утоли…

Воспитатель: Дорогой Подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

Воспитатель: Хорошо, мы можем продолжить наше путешествие.

Пересаживаемся в самолет.

Физминутка : «Мы садимся в самолет»

Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.

Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.

Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.

Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: А встречает нас ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).

Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом.

Показ слайда – ромашка.

Воспитатель: Ромашка — одна из самых популярных лекарственных растений. Настои и отвары из ромашки применяют при различных заболеваниях: при простуде, боли в животе. Ещё она используется при изготовлении шампуней, туалетного мыла, зубных паст и много другого.

Я вам дам несколько советов:

Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь, чтоб сон был крепким.

Если вы поранились, то можно промыть рану отваром из ромашки, чтобы смыть микробов.

Вот она, какая аптечная ромашка.

Воспитатель: Скажите, как называется растение, с помощью которого мы будем лечить простуженное горло?

Дети: Ромашка.

Воспитатель: Верно, спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. А сейчас устроим привал.

(Под музыку появляется Шиповник, Тысячелистник, Брусника и Мать-и- мачеха).

Воспитатель: А вы кто такие? Зачем пожаловали?

Шиповник: Где то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

Меня зовут царем кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Воспитатель: Понятно, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник: Пейте мой настой. Он очень вкусный и полезный. И тогда гриппом вы болеть не будете!

Мать-и-мачеха: Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.

Воспитатель: Ты скорее всего Мать-и-мачеха!

Мать-и-мачеха: Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружись со мной скорей, и, обещаю, все пройдет.

Брусника: Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки-

Не выше кочки.

Воспитатель: О, перед нами Брусника! А как ты помогаешь людям?

Брусника: Жар, головные боли,

Плохой аппетит?

Выпей отвар моих листьев-

Мгновенно — забудешь о них.

Тысячелистник: Белый щит на тысяче листьев,

Расту на бугре, помогу в беде.

Воспитатель: А чем готов ты помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник: Я, как и Подорожник раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Разрезные картинки для игры «Собери целое из частей» (лекарственные растения).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие на поезде.

Физминутка «Поезд»

Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.

На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.

Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, кусочек солнышка на земле. Да это же одуванчик. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика).

Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.

Показ слайда – одуванчик

Воспитатель: Одуванчик — лекарственное растение, В каждой золотисто-желтой корзинке образуется несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Семена легко прорастают, поэтому их много кругом. Одуванчик- удивительный цветок, который предсказывает погоду, перед дождём закрывается. Частые гости одуванчика это насекомые, которые любят его и прилетают для того, чтобы полакомиться сладким нектаром. Но не только насекомые любят одуванчик, но и люди. Из него делают настой и одуванчиковое варенье, оно повышает аппетит, улучшает работоспособность. И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Слушайте меня внимательно, и если услышите слово одуванчик, хлопайте в ладоши!

Д/упр «Слушай внимательно». (Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик»).

Воспитатель: Одуванчик, сарафанчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик, диванчик, кабанчик, чемоданчик, бананчик,одуванчик, султанчик, стаканчик, одуванчик.

Воспитатель: Молодцы ребята, внимательно играли.

Воспитатель: Скажите, как называется растение, из которого можно сварить вкусное варенье?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Верно. Знаете ребята, когда я шла к вам, то встретила тётушку сову. Она передала вам варенье из одуванчиков, чтоб вы не болели и я предлагаю вам его попробовать. (на столе стоят маленькие формы с вареньем).

Воспитатель: А вы знаете, как хранятся лекарственные растения?

Дети: Нет.

Воспитатель: Травы хранятся в коробочках (показ, в пакетах). Такую лекарственную траву ещё можно купить в аптеке, где продаётся много лекарств. Упакованную траву необходимо хранить там, где хорошо проветривается. Дома их надо держать в сухом месте, оберегать от солнышка. Из трав можно приготовить лекарственную настойку или отвар. Если вы простудитесь, то мама будет вам её давать, чтоб вы быстрее вылечились.

Воспитатель обращает внимание детей на стол в стороне, на котором стоит корзина. Воспитатель: Посмотрите, что это у нас за корзина на столе. А вдруг она волшебная. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель берет корзину, находит в ней стакан, ложку, траву.

Воспитатель: Ребята, а здесь есть всё для того, чтобы сделать настойку. Давайте попробуем. Подходите все к столу. (Делают настойку, сопровождая рассказом).

Воспитатель: Посмотрите, у нас вода светлая, прозрачная. Сейчас я добавлю сюда ложку нашей травы. Посмотрите, что с ней стало теперь. Какая по цвету вода? (Дети: Тёмная).

Воспитатель: А чем пахнет вода?

Дети: Травой.

Воспитатель: Вот и мы с вами приготовили настойку. Ребята, пока наша настойка настаивается, я вас научу, как собирать и хранить наши лекарственные растения. Собирать надо далеко от дороги, вдоль дороги собирать нельзя. Желательно после дождя, но уже высохшие растения, тогда они бывают чистыми. Сушить их надо в хорошо проветриваемом помещении. Хранить лекарственные растения нужно в сухом, темном месте.

Для того чтобы приготовить настойку, нужно взять ложку сухой травы насыпать в стакан и залить кипятком. Сверху надо обязательно прикрыть крышкой, когда постоит процедить и пить, как назначит доктор. Отвар делают также. Только нужно немножко покипятить.

Воспитатель: Ребята, а теперь рассаживайтесь. Я вас всех угощу отваром шиповника.

Кто целебный чай попьет

Тот 100 лет пусть проживет!

Воспитатель: И это далеко не весь перечень растений, которые готовы служить человеку. Сюда можно отнести и можжевельник, очень полезное, целебное растение, и крапиву и другие. Ребята, вы можете представить, что будет с нами, если цветы, травы, деревья начнут исчезать с лица Земли? (ответы детей)

Здоровье нашей планеты нужно беречь, а для этого нужно изучать родную природу, относиться к ней очень-очень бережно: зря не срывать цветы, ветки, листья у деревьев и кустарников; не уничтожать насекомых, например, божьих коровок — они поедают тлю и других. Ведь природа дает нам множество радостей: радость искать, радость открывать, радость любоваться прекрасным. Если мы будем любить природу, беречь ее, то сможем сохранить нашу прекрасную планету.

Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы: О чем мы сегодня говорили? Что такое лекарственные растения?

Какое растение называют «Солнышко на ножке»?

«Зеленым бинтом»?

«Белая рубашка»? Для чего используют лекарственные растения?

Задание, какого растения было интереснее?

Источник: maam.ru