Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»

Анна Морозова
Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»

Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г.

Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа не более 6 человек.

Цель: знакомство с кинетическим песком, коррекция тревожности и страхов.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать формировать навыки работы с песком;

— в игровой форме закрепить знания об эмоциональных состояниях.

Развивающие:

— развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;

— совершенствовать рефлексивные способности детей, умение анализировать собственное эмоциональное состояние, переводить свои ощущения и чувства на вербальный уровень.

Воспитательные:

— формировать умение слушать и слышать, давать возможность высказаться каждому, не перебивая других.

Коррекционные:

— устанавливать контакт и формировать чувство доверия между участниками группы;

— стабилизировать эмоциональный фон детей;

— снизить чувство тревоги и напряжения.

Оборудование: Кубик эмоций, пособие «Эмочасики», наборы кинетического песка, палочки или стеки, запись музыкального сопровождения «Вальс цветов», «волшебная» палочка.

Ход деятельности

1. Приветствие в кругу (2 мин).

Педагог предлагает детям, стоящим в кругу поздороваться необычным способом:

— «Ребята! Сегодня попробуем поздороваться друг с другом необычно – например, плечиками! (педагог плечом слегка задевает плечо ребенка, далее приветствие передается по кругу и возвращается к взрослому). А теперь мизинчиками! Ножками! Ушами! Локтями! Ладонями!

2. Разминка.

Игра с кубиком эмоций (3 мин):

— «У меня в кабинете живет волшебный кубик, который умеет отгадывать настроение всех, кто с ним играет. Хотите проверить? Но есть одно правило игры с кубиком – он очень любит, когда за ним повторяют то настроение, какое он показывает».

Педагог подбрасывает кубик, он падает и показывает какую-либо эмоцию, а дети эту эмоцию называют (проговаривание вслух) и изображают мимически. После каждого броска педагог спрашивает: Чьё же это настроение показал кубик? Кто сегодня радовался? Кто грустил или боялся? и т. д. Как правило, всегда находится «владелец» эмоции или даже несколько.

Психогимнастический этюд «Росток» (3 мин)

Педагог «превращает» детей в цветы, легонько дотрагиваясь до них волшебной палочкой. Включается музыкальное сопровождение «Вальс цветов». Этюд проводится неторопливо, в медленном темпе.

-«Теперь вы не детки – вы превратились в волшебные семечки, из которых вырастут прекрасные, необычные цветы (положение – присев на коврик, голова прижата к коленкам, руки охватывают ноги). На вас пролился дождик, смочил как следует водой и вы начинаете прорастать (голова приподнимается, согнутые руки перед собой, ладоши сомкнуты – росточек). Все выше и выше – вы пробиваете поверхность земли и стремитесь вверх, к солнышку (руки постепенно вытягиваются над головой, ребенок медленно приподнимается, выпрямляя ноги). Вот и выросли цветы! Но что это? У цветов появились бутоны! (руки вытянуты над головой, ладоши изображают бутончик – слегка размыкаются). А теперь наши сказочные цветы распускаются (руки плавно разводятся в стороны!»

-«Цветочек Юля, какого ты цвета, скажи нам? А Таня? Артем?» и т. д.

Далее детям предлагается превратиться снова в детей (педагог касается волшебной палочкой).

3. Беседа (2-3 мин)

Дети усаживаются в круг на ковер.

«Ребята, сегодня мы уже вспомнили разные эмоции (какие? — ответы детей) и даже успели с ними поиграть. А с помощью чего можно выразить, показать свои эмоции? (ответы детей – руки, лицо, голос, движения, краски, рисование, лепка, и т. д.). Кто же помнит, а как же можно избавляться от плохих, отрицательных эмоций? (ответы детей). Что это за эмоции? (ответы) Верно. А вы знаете о том, что есть еще одно чудесное средство, которое поможет нам – волшебный или кинетический песок! Вы с ним знакомы? Давайте рассмотрим его поближе».

4. Работа с кинетическим песком (10 мин).

Дети рассаживаются за столы, им предлагается выложить свой песок прямо на стол. Припоминают правила работы с обычным песком, решают, что эти правила нужны и при работе с кинетическим песком.

-«Хорошенько разомните песок кулачками и пальчиками. Попробуйте собрать его в кучку, захватите его в горсть и попробуйте медленно высыпать. Получается? Верно, не очень. Почему? (ответы детей). Наши пальчики немного зарываются в песок… а потом снова выныривают на поверхность. Погладьте песок, ощутите – какой он на ощупь? Мягкий или твердый? Теплый или прохладный? Приятно ли к нему прикасаться?»

-«Закройте глаза и представьте, что наступила ночь. Кого же или что вы боитесь ночью, когда темно (ответы детей?»

Дети вспоминают и перечисляют различных чудищ. Им предлагается слепить из песка своего «монстрика», при необходимости используя вспомогательное средство – стеки, палочки. При этом педагогу следует обращать внимание на отказы от работы, заминки, застревание. Взрослый комментирует работу детей, стимулирует детей к высказываниям, обсуждению своих работ, обращает внимание, у кого получились самые выразительные монстрики.

-«Вот наши монстрики перед вами. Чтобы их победить, можно использовать одно волшебное средство – смех! Попробуйте изменить своих монстриков так, чтобы они стали смешными».

Этот этап может вызвать затруднения у детей, поэтому нужна активная помощь взрослого, не только практическая (прикрепить смешные уши, например, но и словесная (подбадривание, идеи).

-«Ну а чтобы окончательно от них избавиться – разрушаем монстриков!»

Поощряется активная работа детей с выплеском эмоций.

-«Что ж! От наших страшилищ не осталось и следа. Соберите песок в кучку, разровняйте его. Закройте глаза, глубоко вздохните, положите руки на песочек, пусть он заберет весь ваш страх. У вас все получилось, и я нарисую на ваших спинках волшебный знак победителей страха».

Педагог на спинках детей рисует волшебные знаки — круги, квадраты, треугольники и т. п.

5. Рефлексия (4 – 5 мин).

Проводится в кругу. Вопросы детям:

— вам понравилось работать с песком? Легко ли было лепить монстра? Что мешало или вызвало затруднения? Что вы чувствовали при этом? Легко ли было переделывать страшилищ, превращая их из страшных в смешных? Что почувствовали, когда они изменились?

-«Наша встреча заканчивается. На прощание оставим свое настроение на волшебных часиках! Подумайте, ребята, какое настроение у вас сейчас? Найдите свое настроение на часиках эмоций и передвиньте стрелочку».

Педагог начинает первым, передавая часики по кругу. Дети, выполнив задание, один за другим идут в группу.

Источник: maam.ru