Сценарий фольклорного праздника «Как у наших у ворот»

Татьяна Бутова
Сценарий фольклорного праздника «Как у наших у ворот»

Сценарий фольклорного праздника

«Как у наших у ворот»

для подготовительной группы

музыкальный руководитель: Бутова Т. В.

Программное содержание. Закреплять знания о русской песне, фольклоре, быте и обычаях русского народа. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку разного характера, творческую активность, выдумку, смекалку. Учить выразительно петь, плясать, читать народные потешки и разыгрывать сценки.

ХОД праздника.

Центр зала оформлен под русскую избу: окно, печь, стол с самоваром и посудой, скамейки, лавки. Возле печи сидит одетая в русский костюм тётушка-сказительница (взрослый). В доме хозяйка (музыкальный руководитель) накрывает на стол, прихорашивается перед зеркалом. Слышится стук в дверь.

Хозяйка. (музыкальный руководитель)

Тара-ра, тара-ра

Идут девки со двора,

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять,

Весёлые посиделки справлять.

Под народную песню «Утушка луговая» входят девочки вместе с воспитателем, одетые в русские сарафаны, садятся на скамеечку.

1-ыйвоспитатель. У тётушки у нашей посиделка была. Что ты, тётушка, нам прясть дашь?

Тётушка.(2-ой воспитатель)

Старым старушкам – шерсти клок,

А красным молодушкам – белый ленок!

Под фонограмму русской народной песни «Прялица» девочки изображают прядение нитки.

Хозяйка. Кто сеял, кто веял белый ленок?

Девочки. Добры молодцы.

Хозяйка. Проходи честной народ.

Под народную песню «Светит месяц» входят мальчики с другим воспитателем, одетые в русские народные костюмы.

воспитатель. Проходи, честной народ,

Не пыли дорогу,

Добры молодцы идут

Погулять немного.

Мальчики рассаживаются напротив девочек.

Хозяйка. Добрый день, гости желанные, милости просим на наши весёлые посиделки.

1-й ребёнок. На завалинке в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2-й ребёнок. При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

3-й ребёнок. Добрым чаем угощались,

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались –

Без общенья жизни нет.

4-й ребёнок.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Хозяйка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Тётушка. Если вы с хорошей вестью

И пришли вы не на час,

Предлагаю посиделки

Провести вот здесь тотчас.

Хозяйка. Предлагаю начать наши посиделки с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

Ребёнок. Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

На тебе, березонька, листья зелёные!

Близ тебя, березонька, красны девицы,

Да добры молодцы хоровод ведут!

Исполняется хоровод «Земелюшка – чернозём»

Тётушка. Посмотрите, гости дорогие, какой веночек мы сплели, давайте поиграем с ним.

Хороводная игра «Я с веночком хожу»

Хозяйка. Тётушка, пока мы играли, что для нас ты принесла?

Тётушка. Я весною на завалинки,

А зимой в горнице посиживаю,

Сижу, на народ всегда гляжу,

Всё всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Это моя корзинка-копилка (показывает на плетёную корзину)

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу.

Загадки.

1. Кто приходит, кто уходит –

Все её за ручку водят. (Дверь)

2. Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно)

3. В избе – изба,

На избе – труба.

Загудело в трубе

Видит пламя народ,

А тушить не идёт! (Печь)

4. Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

5. В небо дыра, в землю дыра,

А в середине огонь да вода. (Самовар)

Хозяйка. Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их нашей тётушке доброй, пусть положит в свою копилку.

Дети.

1. Долог день до вечера, коли делать нечего.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Кончил дело – гуляй смело.

4. Умелые руки не знают скуки.

5. Под лежачий камень и вода не течет.

6. Поспешишь – людей насмешишь.

7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Умелые руки не знают скуки.

Тётушка. Ребята, вижу, вы знаете много поговорок о труде, ведь русский народ очень трудолюбивый. Только задребезжал рассвет, как девицы уже бежали за водой с коромыслом, шли пасти коров и гусей и об этом поведывали в песнях. Девочки сейчас расскажут нам об этом песней.

Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько[/b»

Тётушка. Спасибо, ребята, вот и пополнилась моя копилка. Что ж, пришла пора и сказочку рассказать, Хотите?

А некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит город – Гжель. Живут там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера, собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше своё мастерство показать, людей порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стране белую глину и решили лепить из неё посуду, да такую, какую свет не видывал. Синей краской расписывали мастера свои изделия, рисовали узоры из сеточек, полосочек, цветов. Затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям и стали они называть её «Нежно-голубое чудо». Со временном мастера начали забавные фигурки зверюшек и людей делать (показывает).

Хозяйка. Дорогая тётушка, я вижу и на тебе бело-голубой костюм. Наши девочки танцуют танец в таких же костюмах, который называется «Гжель».

Исполняется танец «Гжельские узоры»

под русскую народную музыку «Возле речки, возле моста»

Тётушка. Спасибо девицам красным. Да я вижу, что наши добрые молодцы что-то заскучали. Давайте проведём для них состязание.

Проводится игра «Плетень»

Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

Я пойду да разойдуся

По зелёной по траве.

Заиграли гармонисты –

Всё волнуется во мне.

Ребята, а что я спела, частушку или песню?

Дети. Частушку.

Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу наших ребяток повеселить нас частушками.

Исполняются Частушки

Тётушка. Так и проходили посиделки – песня сменялась задорным танцем.

Эй, мальчишки, выбегайте,

Пляску русскую начинайте,

Нам на ложках поиграйте.

«Танец с ложками» русская народная мелодия «Ах, ты, береза».

Хозяйка. Уж мы пели и плясали вволю,

Но посиделки не бывают доле.

Пойдёмте на улицу гулять

Во дворе в русские игры играть.

Дети под фонограмму русской народной музыки выходят из зала.

Источник: maam.ru