Сценарий. «Дети блокадного Ленинграда»

Ирина Конон
Сценарий. «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий журнала-презентации «Дети блокадного Ленинграда»,

посвященной 76-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда

для учащихся 5 – 7 классов

педагог-организатор Конон И. Н.

Цель: сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся; развитие патриотизма

Оборудование: проектор, ноутбуки, колонки, презентация «Дети блокадного Ленинграда», видеоролики.

Сопровождение: музыка, видеоряд

Сценарный ход

Звучит Симфония № 7 (блокадная) Д. Шостаковича. Дети входят в зал, рассаживаются на стулья.

На экране видеоролик № 1 о Блокадном Ленинграде (3 мин. 10 сек.).

После просмотра видеоролика выступление ведущего.

Слайд № 1.

Ведущий:

Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны – 76 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.

Слайд № 2.

Ведущий:

Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды — слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Слайд № 3.

Ведущий:

Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье — полные электрички везут в ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов-шутих в Петергофе.

Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана –

(Фонограмма голос Левитана) «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»

Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами.

Слайд № 4.

Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Старшеклассники и учителя разносят родителям повестки о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию.

Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла, и у них 1 сентября начались школьные занятия.

Некоторые поезда не могут вырваться из города, кочуя со станции на станцию. Самый западный город Советского Союза — Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить.

Слайд № 5.

Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада.

Слайд № 6.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Слайд № 7.

В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома.

Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Слайд № 8.

С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов.

Так маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом.

Видео (песня) «Им было всего лишь тринадцать, Но были они ленинградцы»

Слайд № 9.

Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы.

Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей.

Слайд № 10.

Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб.

В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день.

В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день.

Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». В осажденном городе работали 39 школ.

Слайд № 11.

Ведущий:

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград!

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

Слайд № 12.

Ведущий:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится

очень скромный

дневничок

Его писала

Савичева Таня.

Слайд № 13.

Сценка «Таня Савичева»

Таня Савичева —

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Таня Савичева: Я — ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя — это моя сестра.

Таня Савичева:

Тетрадка, тетрадка

В линеечку косую.

Одни примеры пишут,

А я войну рисую.

И смерть идет с косою

В линеечку косую.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

Таня Савичева:

Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

Ни маковой росинки.

Зато дают бурду.

И плавают крупинки

В тарелке, как в пруду.

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Голос за кадром (Медяник А. В.):

Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире.

Таня Савичева

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как мы в дни блокады горевали.

Но молчит чернильница.

Печь к теплу дорогу не покажет,

Про огонь забывшая.

Только хлеб живой. Он все расскажет.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Голос за кадром (Медяник А. В.):

Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек.

Таня Савичева:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…»

Звучит фонограмма «Взрывы»

Голос за кадром (Медяник А. В.):

За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка. Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке.

Таня Савичева:

Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее.

Голос за кадром (Медяник А. В.):

Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь.

Таня Савичева:

Я не могу уехать без мамы.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…»

Голос за кадром (Медяник А. В.):

Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие:

Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Все уходят

Ведущий:

Слайд № 14.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Слайд № 15.

Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется

В ночи, ни люди, ни дома,

Не знают,

Кто из них проснется.

И по — утру,

Когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

Видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей»

Ведущий:

Но город жив, он выйдет из бомбежек.

Из города, из горя, из зимы.

И выстоит. иначе быть не может.

Ведь это говорю не я, а мы!

Слайд № 16.

И город, действительно выжил.

26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком.

Слайд № 17.

Один тиран, не будем имя

Его мы к ночи называть,

Пришел к нам с ордами своими

Наш Ленинград завоевать.

Вообразил в бреду кошмарном

Он с помраченной головой,

Что превратит наш город славный

В пустынный хаос над Невой.

И весть дошла до края света.

Навстречу силе огневой

Встал Ленинград, в грозу одетый,

И принял вызов боевой.

И где искать теперь тирана?

Где прах развеялся немой?

Слайд № 18.

А он, как прежде, утром рано

Встает и блещет город мой.

Шагает в золотом узоре,

Узоре солнечных оград.

О, Ленинград, какие зори!

Какое счастье, Ленинград!

Чего бы нам пророки ни вещали,

Ни перед кем мы не были в долгу.

Исполнили, как деды завещали,-

Мы Ленинград не отдали врагу!

Источник: maam.ru