Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Татьяна Смеречук
Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Родительское собрание

Тема собрания: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель собрания: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: игровой практикум

Участники: родители, воспитатели.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап.

— Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.

— Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.

— Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты.

Организационный этап.

— Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

— Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

Вступительный этап.

— Добрый день, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. И как всегда мы свами будем говорить о ваших детях и чтобы их детство было счастливым нам с ними, как можно чаще надо играть. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре и её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же я уверена, что вы находите время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить.

Сегодня мне хочется поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые играем в детском саду и рекомендую играть дома. Но сначала немного в памяти освежим, что же такое сенсорное развитие.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.

Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором — третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

— Скажите пожалуйста, уважаемые родители, какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

— Хочется вам посоветовать, что при проведении дидактических игр с детьми дома вы должны пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вам не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

— Сегодня я предлагаю вам вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

— Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. А чтобы игры нам удавались разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

А на ней шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

И первая игра о которой я хочу рассказать «Построим башню».

Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» — «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем) В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

Игра «Разноцветные флажки». (Проводиться игра с родителями).

Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры: Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.

Игра «Раскрась ведёрки» на закрепление цвета. Проводиться игра с родителями.

.

Для создания этой игры я выбрала крышки жёлтого, красного, синего, зелёного цвета нашла прозрачные ведёрки с крышкой. На крышку ведёрка я наклеила цветной картон. В крышке сделала небольшое отверстие, чуть больше диаметра крышки от бутылки, для того, чтобы детям легче было соотносить цвет предметов по принципу «такой — не такой». Правила игры: на середине стола лежат перемешенные между собой разноцветные крышки. Детям раздаются ведёрки, и перед ними ставится задача: раскрасить ведёрки таким же цветом как их крышки. То есть заполнить полностью ведёрки крышками от бутылок соответствующего цвета.

Аналогичная игра на закрепление цвета и формы «Прищепки».

Это самая распространенная игра среди педагогов, в этом году я решила с помощью прищепок знакомить детей в игровой форме с геометрическими фигурами.

Материалы: вырезанные из плотного картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и прищепки.

Игра «Прятки».

С помощью этой игры можно закреплять с детьми и цвет предметов и фому а так же величину. На стол ставятся 3-5 предметов и вы просите ребёнка запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого он должен определить, какая фигура «спряталась».

А теперь пришло время отдохнуть

Динамическая пауза

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Головою ник-ник,

Плечами чик-чик,

Глазки миг-миг,

Щечки плюх-плюх.

Носик бип-бип.

Уважаемые родители, вам понравилось играть? (Ответы)

Вашему вниманию было представлено несколько игр, развивающих сенсорный опыт детей, на самом деле их в группе больше, благодаря вашему участию. Здесь игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют.

И в заключении я хочу сказать: «Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность».

Источник: maam.ru