Рисование манной крупой как один из видов арт-терапии

Яна Есина
Рисование манной крупой как один из видов арт-терапии

Рисование манной крупой как один из видов арт-терапии

Термин «арт-терапия» появился в словаре человечества благодаря британскому врачу и художнику Адриану Хиллу, который ввёл его в употребление в сороковых годах 20 века. Стоит сказать, что, так как искусство появилось еще в древние времена, его терапевтическое воздействие отмечалось и раньше, но только в наше время возник особый интерес к этой функции творчества. В наше непростое время, когда человеку тяжело поспевать за стремительным темпом жизни, «лечение искусством» особенно актуально. Особенно подвержены негативному воздействию продуктов цивилизации, конечно, наши дети. Да и государство в свою очередь осознало потребность в воспитании креативной личности.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли и отечественные: Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

О применении одного из приёмов арт-терапии среди детей дошкольного возраста я и хочу рассказать.

В своей работе я опираюсь на основы технологии личностно-ориентированного взаимодействия, а конкретнее, элементы технологии руководства самостоятельной деятельностью детей. Данный вид взаимодействия с дошколятами опирается на принцип свободы в работе с детьми, даёт широкий простор мысли и фантазии педагога. Недаром эта технология относится к разряду мягких (как, кстати, и арт-терапия). В своей работе я стараюсь принимать и поддерживать индивидуальность, интересы, потребности ребёнка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, стараюсь заботиться о его эмоциональном благополучии.

Я думаю, со мной согласятся многие в утверждении, что современные дети в некоторых вопросах гораздо опытнее и мудрее нас, взрослых. Поэтому не всегда просто их чем-то заинтересовать, увлечь, ведь сегодня так много всяких «развлекушек» и вариантов проведения свободного времени вне детского сада. Иногда приходится попотеть, чтобы у твоего маленького воспитанника загорелись глазки.

Мне кажется, ничто так не умиротворяет, не настраивает на позитив, не устанавливает тесный контакт с малышом, как творчество. Я сама очень люблю рисовать. В процессе рисования упорядочиваются мысли, да и, в конце концов, приходишь к некоторой гармонии внутри себя. Я думаю, то же самое происходит и с ребёнком. Главное, его увлечь, дать почувствовать все положительные моменты этого процесса.

Не так давно на просторах интернета я встретила информацию об интересной технике рисования – рисование манной крупой. Идея использования манной крупы в арт-терапевтической работе появилась на основе песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс описанной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, которые во многом совпадают со свойствами песка. Работа с манкой активизирует творческие ресурсы личности, предотвращает социальное выгорание, развивает познавательный интерес ребёнка. Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Использование манки, в психотерапевтической работе с тревожными, застенчивыми, робкими детьми, обладает большим терапевтическим потенциалом.

Этот нетрадиционный способ рисования привлекает своей простотой и уникальностью. Во-первых, развивает детскую моторику. Во-вторых, способствует развитию творческого воображения, мышления и фантазии. Рисование манной крупой оказывает успокаивающее действие. Чтобы сохранить интерес к рисованию как можно дольше, со старшими детьми можно обыграть целую сказку, попутно изучая формы, размеры и т. д.

Рисовать манкой можно по-разному. Но всегда необходим стандартный набор материалов:

• поднос;

• лак для волос;

• картон или плотный ватман;

• клей ПВА;

• кисти разных размеров;

• простой карандаш;

• ластик;

• гуашь, краски;

• манная крупа;

• банка с водой.

Один из способов рисования — рисование на подносе (для детей младшего возраста). Насыпаем слой манной крупы толщиной примерно 2-3 мм на поднос.

Разравниваем руками поверхность. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д. Все зависит от фантазии малышей. Можно просто предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

• скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;

• оставить отпечатки кулачков (упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков (упражнение «Прыгают зайчики»);

• шагать по манке пальчиками правой и левой рукой поочерёдно, а затем одновременно.

Более подробно хочу остановиться на следующем способе рисования манной крупой. Это рисование красками по манной крупе. Надо сказать, что этот вариант подходит для детей старшей и подготовительной группы, так как при выполнении рисунка необходимы определённые навыки.

Для начала необходимо выбрать сюжет будущего рисунка. Нанесем на картон кистью слой клея. Пока клей не высох, насыпаем сверху густой слой манной крупы равномерным слоем. После этого, нужно дать просохнуть картине. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.

Однако нужно помнить, что получить рисунок с четкими контурами не получится из-за неровной фактуры поверхности (получается эффект — рисования по мокрому листу). После этого готовим краски и можно приступать к рисованию. Рисуем задуманный сюжет поверх манной крупы. Дополняем детали рисунка. После того, как работа окончательно готова, можно закрепить рисунок в рамку.

После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.

Следующий способ рисования манной крупой тоже предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать силуэт. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.

Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть.

А ещё мне нравится рисование манкой при помощи трафарета. Всё очень просто: прикладываем трафарет к плотному листу бумаги, заполняем рисунок клеем и засыпаем манной крупой. Рисунок получается достаточно чётким без видимых усилий.

Работа с манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку», а также выводит его на новый уровень общения.

Агрессивные, гиперактивные дети в процессе работы с манкой становятся сосредоточенней, внимательней, спокойнее, т. к манная арт- терапия снимает напряжение.

Создавая эмоциональный комфорт, позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения, мы стремимся, чтобы малыш максимально реализовал свои способности, был открыт для восприятия нового опыта, был способен сделать осознанный выбор.

Список использованной литературы:

1. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. — М. : Когито-Центр, 2006

2. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб. : Питер, 2001

3. Бетенски М. «Что ты видишь? Новые методы арт-терапии». М., 2002.

4. Ганим Барбара. «Исцеление через искусство». Минск, 2005.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб. : Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001

6. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб. : Речь, 2006

7. Кожохина С. К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб. : Речь, 2006.

8. Короткова Л. Д. «Арт-терапия для дошкольников и школьников младшего школьного возраста». СПб. : Речь -2001.

9. Остер, Дж., Гоулд П. «Рисунок в психотерапии». М., 2000.

10. Рыбакова С. Г. «Арт-терапия для детей с задержкой психического развития». СПб. : Речь, 2007.

11. Уильямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я». АСТ, 2007.

Источник: maam.ru