Реализация проекта «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда» с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Салахова Татьяна
Реализация проекта «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда» с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Выбор данного проекта был «подсказан» детьми нашей группы. Контингент детей разнообразен, у нас в группе есть и дети с расстройством аутистического спектра, для которых характерно особое внимание к деталям предметов, их запаху, тактильному восприятию, это и послужило поводом для создания проблемной ситуации. Однажды, во время игровой деятельности мальчик с РАС, взяв в руки деревянную ложку из уголка музыкальных инструментов, стал ощупывать её, нюхать, прижимать к лицу. Это не осталось незамеченным для остальных ребят. Тогда они активно включились в процесс: стали сравнивать ложки по цвету, форме, «звуку». Такое «знакомство» совпало с изучением лексической темы «Посуда» и идеей создания проекта «Ложечка».

Цель проекта: социализация детей с ОВЗ через реализацию проекта «Ложечка» в рамках изучения лексической темы «Посуда»

Задачи:

развивать представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая)

обогащать знания детей о разнообразных предметах чайной посуды

расширять представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса, стекло)

совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение и фантазию ребенка

Тип проекта: коллективный, познавательно — творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, специалисты

Длительность проекта: долгосрочный (1-2 месяца)

Проект «Ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о чайной посуде, быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к художественно — эстетическому развитию, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром в рамках лексической темы «Посуда» дети познакомились с родиной деревянной ложки –Египет, узнали о материалах и способах изготовления ложек. Так у нас родилась идея создания мини — музея «Ложечка».

А после знакомства с выступлением ансамбля ложкарей «Озорники» и появлением заинтересованности у детей было решено создать свой ансамбль «Ложкарята».

Наш проект состоит из трех этапов:

1)Подготовительный

2)Основной

3)Заключительный

На первом этапе осуществлялся:

— подбор художественной литературы для чтения;

— подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания;

— подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания игры на ложках;

— подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом и промыслами;

— составление рекомендаций для родителей по изготовлению кукольно-ложечного театра.

На втором этапе:

читали, художественную литературу: Кристиан Пино «История деревянной ложки» (в сокращении, сказка «Жихарка»;

играли в дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда?», «Ложки разные бывают» (по размеру, «Из чего ложечка?» (материал, «Для чего и почему?» (по назначению);

обучались сюжетно-ролевой игре «Магазин посуды»;

для развития общей моторики проводили игру-забаву: «Пронеси – не урони!»,

были проведены дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола»;

разучивали ритмические упражнения «Ложкари»

развивали познавательную активность с помощью использования метода рассматривания и классификации (находили ложки по заданному описанию: огромные, маленькие, средние, большие и малюсенькие,шершавые, гладкие, деревянные,холодные, горячие);

подбирали экспонаты для мини – музея «Ложечка»;

на занятиях по художественно – эстетическому развитию (изобразительной деятельности и лепке) с детьми с помощью разнообразных приёмов были изготовлены и расписаны ложки из соленого теста. Лучшие работы нашли место в мини – музее.

На третьем этапе провели открытое занятие «Ай да ложка, ложечка» с участием родителей и презентовали свой проект.

Данный проект был очень интересен родителям, которые охотно откликнулись и помогали в поиске экспонатов для мини – музея, а также приняли участие в мастер – классах по изготовления ложек из глина и ложковых кукол.

Благодаря использованию проекта «Ложечка» удалось добиться следующих результатов:

Дети успешно усвоили лексическую тему «Посуда» (различают предметы столовой и чайной посуды, определяют назначение предметов посуды, размер, дают качественную оценку предметов);

Воспитанники проявляют самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры;

Дети используют народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности;

Ребята проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового;

Дети проявляют интерес к малой Родине, родному краю и истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включаются в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев

Таким образом, использование проекта «Ложечка» в рамках изучения темы «Посуда» вызывает интерес, творческую заинтересованность у детей, проводит к повышению качества образования и воспитания детей с ОВЗ.

Источник: maam.ru