Развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1. «Бизиборд–развивающий волшебный домик»

Кисетова Ольга Ивановна
Развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1. «Бизиборд–развивающий волшебный домик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Развивающий игровой многофункциональный комплекс 6 в 1

«Бизиборд–развивающий

волшебный домик»

Подготовила: воспитатель

Кисетова Ольга Ивановна

2019- 2020 год

Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивает творческое мышление.

Мелкая моторика иразвитиеречи взаимосвязаны напрямую. Секрет в том, что через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют ещенеразвитыеклетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка.

Также Бизиборд предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков, и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Наш бизиборд поможет малышам развить мелкую моторику, координацию движения, внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности малышей.

Актуальность темы: Дошкольное учреждение — это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.

Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, М. Монтессори, Н. Н. Поддьяковым и др.

В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми раннего возраста. И главная задача взрослого — сделать все эти занятия разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.

Организуя игровую деятельность наших воспитанников, мы в детском саду

«№ 26» стремились найти что-то новое и нетрадиционное для занятий с ними. Мы старались избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность малышей, смотивировать на более продуктивное, развивающее взаимосотрудничество детей и взрослых. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников раннего возраста нам показалась идея создания бизиборда.

Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено — это не просто модное веяние.

Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой.

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

Цель: создание развивающей доски «Бизиборд»; разностороннее развитие детей раннего возраста, создание условий для их физического развития, активизации умственной деятельности, предпосылок развития их творческого потенциала.

Задачи:

1. Формировать общие сенсорные способности.

2. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.

3. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.

4. Способствовать развитию у детей обследовательских умений навыков.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Закреплять навыки действий с различными предметами.

7. Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

8. Создать условия для самостоятельного практического экспериментирования детьми;

9. Развитие концентрации и устойчивости внимания;

10. Развитие мышления;

11. Развитие речи;

12. Снятие эмоционального напряжения;

13. Овладение элементарными бытовыми навыками;

Изготовлен:

Материал: фанера, самоклеющаяся пленка, фетр, ткань.

Фурнитура: различные замки, застежки, молнии, шнурки, карабины, цепочки, резинки.

Высота домика – 100см.

Общие габариты: 50*50*100

На каждой стороне (доске) по бокам имеются крепления для сборки (разбора) домика

Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно — эстетическое. И так же может являться формой психолого — педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности. Возраст детей, с которыми проводятся занятия с развивающей доской – от 1 года.

Бизиборд представляет собой:

Это игровая развивающая доска с расположенными на ней различными деталями и элементами, безопасными для игры детей. Такие детали способны передвигаться, открываться и закрываться.

Декорировали свое «строение» цепочками, ставнями, шпингалетами, замочками.

В состав бизиборда входит:

• задвижки, шпингалеты. Дети будут их открывать, закрывать, задвигать;

• циферблат часов;

• веревки, из которых дети будут завязывать бантики;

• кнопки и пуговицы, молнии и различные застежки;

• фланелеграф; геоконт.

Использование щеколд позволяет формировать причинно – следственные связи, т. е. ребенок должен понять, что сначала щеколду надо поднять, а потом задвинуть. Доска в виде фланелеграфа способствует развитию речи ребенка. Там располагаются различные тематические карточки, сюжетные картинки, по которым необходимо составить рассказ в нужной последовательности. Изучается пространственно – временная ориентировка – ребенок должен назвать где расположен какой- то предмет (сверху, снизу, слева, справа).

На доске распложены дверцы, за которыми можно спрятать игрушки и т. д. когда ребенок откроет дверь, он будет рад сюрпризу, а взрослый при этом проговаривает название предмета. Таким образом расширяется лексический запас ребенка.

Развивающая доска учит ребенка

Бизиборд необходим, чтобы занять ребенка интересной обучающей игрой. Он будет познавать мир сам, даже без помощи старших.

Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определенные навыки:

— мелкую моторику рук

— координацию движений (шнуровка цепочки, защепки и. т. д).

— вырабатывает усидчивость

— развивает логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду (крючек, потом откроется дверца;

— изучение слов, изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, цветами).

— развивается цветовосприятие (в оформлении доски используется разные цвета радуги).

— развивается воображение (самостоятельно можно придумать как использовать ту или иную деталь).

— развивается память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогащают впечатлениями память).

— помогают малышу познакомиться с внешним миром через интересующие его предметы.

А самая главная задача бизиборда- полная свобода тактильного восприятия.

Используя бидиборд в работе, развивая тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление, пришла к выводу об эффективности использования таких игрушек для гармоничного развития детей раннего возраста.

Примерные дидактические игры с использованием «Бизиборда».

«Прятки».

К нам пришли гости, и они очень любят играть в прятки. Вот и сейчас они от нас спрятались. Давай найдем всех и узнаем, кто же к нам пришел. Для этого будем по порядку открывать двери и открывать замочки. У нас обязательно все получится!. После того, как все будут найдены, попросить рассказать, кто это и откуда он пришел.

«Спрячь зверей»

Аналогично предыдущей игре, только нужно наоборот прятать гостей.

Игра «Соотнеси по форме и цвету».

Играразвивает зрительное внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь, обогащает детский словарь, учит различатьформу и цвет.

«Дорожки геометрических фигур»

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами.

Материал: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник)

Описание: Найти домик каждой геометрической фигуре.

Игра «Открой замочки»

Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится нашим малышам. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется в этих замечательных окошках с замочками. Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

Игра «Шнуровка».

Цель: Способствовать развитию тонких движений пальцев рук.

Игра «Волшебный экран»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Игра «Резиночки»

Всеми известная развивающая игра «Геоконт». Это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей.

Занимательные задачи в головоломке способствуют развитию пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости, помогают постичь азы геометрии. Дошкольники учатся анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия.

Дети начинают понимать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-то хитрость, выдумка, забава, которую разгадать невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания.

С помощью этой игры малыш сможет «нарисовать разноцветными резинками» геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных. Можно придумывать более сложные задания и учить ребенка находить координаты по словесным моделям. Играя, дошкольник развивает интеллектуальные способности, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, логико-математическое и абстрактное мышление, а процесс обучения становится интересным, увлекательным, содержательным.

Кто в теремочке живёт?

Цель. Продолжить знакомить с русской народной сказкой и её героями. Создать радостно-эмоциональное настроение. Расширять представление о диких животных. Упражнять в отгадывании загадок. Закреплять названия цветов (красный, зеленый, желтый, синий, белый). Развивать моторику рук, память, речь, воображение.

Дети открывают окошки, называют персонажей, цвет окошка, повторяют фразу «Кто, кто в теремочке живёт?» — это даёт возможность лучше запомнить сказку, запомнить основные цвета. Рассматривая животного, запоминают внешний вид и его отличительные признаки. Для развития памяти игра «В окошке, какого цвета спряталась мышка?» и т. д.

«Волшебная одежда»

Игра»Сушка белья» пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

Цель: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют развитию речи.

Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций используем дидактические игры: «Найди вещи для девочек», «Найди вещи для мальчиков».

«Башмачок»

Цель: научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Материал: Шнурки

Описание:

1 вариант — Ребёнку предлагается продеть шнурок в дырочки

2 вариант – Ребёнку предлагается зашнуровать ботинок

3 вариант – Ребёнку предлагается завязать бант на ботинке

«Резиночки»

Цель: развитие пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Материал: Разноцветные резиночки

Описание: Ребёнок сможет «нарисовать разноцветными резинками» геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных.

Тематическая игра «Сказка»

Занятия с использованием фланелеграфа направлены:

— на формирование пространственных понятий, характеризующих местоположения предмета в пространстве,

— на определение удалённости предметов в пространстве,

— формирование у детей понимания пространственных отношений между предметами, а так же изменчивости и относительности пространственных отношений,

— на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка,

— обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства, относительно самого себя,

— на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении,

— на формирование умения определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости,

— развитие творческих способностей и воображения,

— развитие зрительного и сенсорного восприятия,

— развитие мелкой моторики.

Вывод:

Игра с доской удовлетворяет любопытство ребенка желание исследовать окружающий мир, помогает при адаптации малышей.

Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется и нахождение в группе становится для него более комфортным.

(Для детей раннего возраста развитие мелкой моторики рук благоприятно влияет на формирование навыка самообслуживания при одевании и раздевании).

Доска бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Заниматься бизибордом можно до самой школы, т. к это тренажёр, благодаря которому можно тренировать свой мозг, выстраивать логические цепочки и понимать причинно- следственные связи; развивать навыки, которые пригодятся в быту и развивать зоны мозга, отвечающие за речь.

Используемая литература:

1. http://babyzzz.ru/0-1/care/16401.html «Как сделать развивающую доску своими руками?»

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/26/proekt-razvivayushchie-doski-bizibord «Развивающие доски «Бизиборд»».

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/16/ «Бизиборд – развивающая доска».

Источник: maam.ru