Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе

Наталья Десяткова
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе

Дети проводят в детском саду очень много времени, поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать индивидуальность каждого ребенка, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками. По ФГОС развивающая предметно-пространственная средыа должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Основной задачей считается обогащение среды элементами стимулирующими познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

По требованиям ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей, в каждой из которых имеются свои Центры. Во 2-ой младшей группе эти области включают в себе следующие центры:

Социально-коммуникативное развитие:

— центр ПДД;

— центр пожарной безопасности;

— центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— центр «Уголок Природы»;

— центр сенсорного развития;

— центр конструктивной деятельности.

Речевое развитие:

— центр речевого развития;

— центр книги;

— логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— центр ИЗО;

— центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

— центр физического развития.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Автобус», «Дом» и др.)

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения.

Большой популярностью у детей пользуется центр конструктивной деятельности, в котором можно играть подгруппой или индивидуально. Здесь имеется крупный и мелкий строительный материал, лего, разнообразные конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имеется необходимое оборудование по уходу за ними, а также календарь природы.

В центре сенсоматорного развития и настольно-печатных игр находятся различные игры на развитие речи, мелкой моторики рук, внимания, памяти, логического мышления и т. д.

Существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе играет оформление центра книги. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

В центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, а также материалы для нетрадиционного творчества (штампы, трафареты, губки и т. д.) По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Также были оформлены центры музыки и театра. В которых представлены разнообразные музыкальные инструменты и различные виды театра (магнитный, настольный, костюмы животных и др.)

Театрализованные игры благоприятно влияют на развитие артикуляционной моторики,

расширяют словарный запас, развивают монологическую и диалогическую речь и т. д.

В спортивном центре находится спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Кроме того в группе был сделан бизиборд, а также мини-музей, который менялся за год три раза (мини-музей игрушки, книги, военный техники).

Развивающая среда во 2-ой младшей группе постоянно обновлялась и пополнилась новыми материалами (раскраски на стене, мини-огород, оформление композиций в уголке природы, соответствующих времени года, различные выставки книг и др.) Вся предметно-пространственная среда группы имела общую тематику «Смешарики». Среда выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. И главное – работала на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, служила удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Спасибо за уделённое время!

Источник: maam.ru