Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников с ТНР путем создания образовательного анимационного фильма

Мария Ломакина
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников с ТНР путем создания образовательного анимационного фильма

В Федеральном государственном образовательном Стандарте дошкольного образования определены направления развития ребенка. Одним из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие. Необходимо отметить, что особое внимание нужно уделить вопросу формирования социальной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, так как в этой образовательной области у детей наблюдаются наибольшие трудности.

В данной статье пойдет речь о создании анимационного образовательного фильма как средстве развития социально-коммуникативной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В рамках реализации коррекционно-образовательной и профориентационной деятельности учителем-логопедом был разработан проект для детей подготовительной к школе группы по созданию анимационного образовательного фильма «Помощники поезда». Данная тема была выбрана не случайно, т. к. в городе Кинель находится железнодорожная станция сетевого значения.

Цели проекта были сформулированы следующим образом:

1. Создать условия для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;

2. Создать условия для расширения представлений о профессиях железнодорожников (машинист, путевой обходчик, проводница) у дошкольников с ОНР путем создания образовательного анимационного фильма в программе STOPMOTIONSTUDIO.

3. Создать продукт, который можно будет использовать для ознакомления и закрепления названий и функций профессий специалистов, работающих на железно-дорожном транспорте.

Помимо целей, предусмотрено решение следующих задач:

1. Обогащать словарный запас по теме «железнодорожные профессии»;

2. Закреплять навык употребления простых распространенных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

3. Развивать связную грамматически правильную речь;

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи и качества голоса;

5. Развивать навыки общения и взаимодействия с членами группы;

6. Создавать условия для развития воображения и мышления.

Длительность проекта – 3 месяца.

В процессе изучения темы «Профессии на транспорте» детям подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи была предложена проблемная ситуация, в ходе решения которой, выяснилось, что дети с тяжелыми нарушениями речи знают о специалистах, работающих на железной дороге, очень мало. В ходе решения проблемной ситуации была использована образовательная технология «Модель трех вопросов», разработанная Н. Е. Вераксой. Детям были заданы следующие вопросы: Что вы знаете о железно-дорожных профессиях? Что вы хотите узнать? Что мы будем делать, чтобы это узнать? [Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ– 77с. ]

Дети решили изучить данную тему и создать анимационный образовательный фильма, помогающий рассказать дошкольникам о железнодорожных профессиях в доступной форме.

На первом этапе проекта детям было предложено изучить профессии железнодорожников. С детьми были проведены занятия, беседы, направленные на закрепление знаний о железнодорожных профессиях, железнодорожном транспорте, работе железнодорожной станции. Была организована эксукрсия на железнодорожную станцию Кинель.

На втором этапе учитель-логопед ознакомил детей с правилами создания мультфильма. Дети под руководством учителя-логопеда составили план создания фильма.

Этапы создания мультфильма:

1) Создание сюжета;

2) Составление сценария;

3) Подбор героев, создание декораций, фона;

4) Создание раскадровки;

5) Запись речи, звуков.

На третьем этапе дети в соответствии с планом выполняли работу по созданию фильма. Дошкольники восприняли процесс создания мультфильма как увлекательную, хотя и кропотливую работу. Выбрав кукольную технику мультипликации дети с энтузиазмом выбирали героев, придумывали декорации, учились просить помощи и учились договариваться. В процессе создания раскадровки возникали различные трудности, которые характерны при создании мультфильма: падали фигурки, иногда смещался штатив с фотокамерой. Но все это способствовало развитию выносливости, способности стремиться к цели, даже не получая мгновенны результат, проявлению волевых усилий и совершенствованию крупной и мелкой моторики.

Самым сложным, и в то же время интересным, для детей оказался процесс озвучивания фильма. Дети несколько раз прослушивали речь, записанную на диктофон, выбирали лучшие варианты, закрепляли умение повышать, понижать тон голоса и использовать, соответствующие придуманному тексту, виды интонации.

Раскадровка и запись голоса были созданы в программе StopMotionStudio. Титры и звуки поезда — в программе MovaviVideoEditor.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что созданный образовательный фильм можно использовать для знакомства и закрепления названий и функций профессий специалистов, работающих на железно-дорожном транспорте.

После завершения проекта учителем-логопедом была организована презентация анимационного образовательного фильма детям старшей и подготовительной группы.

Таким образом метод создания анимационного образовательного фильма можно считать эффективным средством развития социально-коммуникативной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Источник: maam.ru