Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет

Татьяна Демидова
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет

Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций: восприятия разной модальности (зрительной, акустической, пространственной, внимания, памяти, мышления, речи; сенсо – моторных и оптико – пространственных, сукцессивных функций. В процессе письма принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Таким образом письмо – сложный системный произвольный психический процесс, включающий в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности.

Задачи совершенствования у детей внимания, памяти, мышления, двигательных процессов (кинетических, кинестетических, зрительно – пространственных функций нужно решать, начиная с дошкольного возраста, так как высшие психические функции лежат в основе формирования письменной речи.

Таким образом, развитию неречевых психических функций в системе коррекционно-развивающей работы должно быть отведено значительное место. Предлагаю некоторые игры и упражнения, направленные на развитие неречевых психических функций у детей 6-7 лет. Данные упражнения являются тестовыми (используются для диагностики уровня развития неречевого обеспечения процесса письма: внимания, памяти (зрительной, рече-слуховой, сукцессивных функций, динамического праксиса, мелкой моторики, но их вполне можно использовать в качестве развивающих упражнений.

Развитие сукцессивных функций

Задание 1. «Повторение цифровых рядов в прямой последовательности.

Цель. Развитие сукцессивных функций. Развитие объёма рече – слуховой памяти.

Процедура проведения задания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в том же порядке.

Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне в той же последовательности, в которой я их назвала».

Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).

Материал. 2, 7; 4, 7;

9, 6, 1; 3, 0, 6;

4, 7, 2, 5; 1, 4, 9, 6;

Задание 2. «Повторение цифровых рядов в обратной последовательности».

Цель: Развитие сукцессивных функций. Развитие оперативной памяти.

Процедура проведения зядания. Ребёнку предлагается прослушать ряд цифр, а повторить его в обратном порядке.

Инструкция. «Я назову тебе цифры, ты их постараешься запомнить, а потом назовёшь мне их в обратной последовательности».

Материал. 7, 4; 4, 1;

9, 3, 1; 3, 6, 2 ;

4, 7, 5, 9 ; 1, 4, 9, 6;

Вначале обучения в качестве зрительной опоры можно использовать цифры (сначала это все предложенные к запоминанию цифры, затем их количество уменьшается и окончательным положительным результатом является запоминание последовательности цифр без зрительной опоры).

Задание 3. «Воспроизведение звуковых ритмов».

Процедура проведения упражнения: Ребёнку предлагается вслед за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу, разделённых длинными и короткими паузами.

Инструкция. «Сейчас я отстучу ритм, ты послушай внимательно и повтори за мной».

Предлагаемые ритмы.

№ 1! ,! !

№2! ,! !

№3! !, ! !

№4! ,! ! !

В качестве зрительно опоры (на первых этапах обучения, можно использовать палочки, геометрические фигуры, камешки и др.

Развитие сенсомоторных функций

Задание 1.

Цель: Развитие произвольной моторики руки.

Процедура проведения задания: Логопед чётко хлопает в случайном порядке ладонями по столу (например, в таком порядке: правой – левой – левой — обеими ладонями – левой – правой — правой и т. п.). Задача ребёнка: повторить каждый хлопок той же рукой, что и взрослый вслед за ним.

Помимо этого логопед предлагает ребёнку выполнить несложную последовательность движений (например: сжать ладонь в кулак — разогнуть указательный палец — согнуть его – разогнуть мизинец).

Инструкция. «Посмотри, как я делаю, и делай так же» или «Повторяй движения моих рук».

Задание 2.

Цель: развитие динамического праксиса.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается воспроизвести по образцу серию из девяти движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда трёх движений (кулак – ребро – ладонь).

Инструкция. «Посмотри, как делаю я, и делай так же».

Вначале ребёнок воспроизвести только одну серию из 3х движений, затем уже из двух и, конечным положитльным результатом станет воспроизведение 3х серий движений.

Задание 3. «Срисовывание фигур»

Цель: развитие графомоторных навыков.

Процедура проведения упражнения. Перед ребёнком кладётся лист, с нарисованными на нём пятью фигурами. Ребёнку предлагается их скопировать.

Инструкция. «Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся нарисовать такие же у себя на листе».

В качестве материала для срисовывания могут быть любые другие фигуры: сердечко, овал (расположенный горизонтально или вертикально, облачко, цветочек, солнышко с лучиками и др.).

Развитие оптико – пространственных функций

Задание 1. Пробы Хэда.

Цель: развитие пространственной организации движений ребёнка.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается показать правые и левые части тела сначала у себя, затем у напротив сидящего человека.

Инструкция. «Коснись левой рукой правого (левого) уха, правой рукой коснись левого (правого) уха, правой рукой – левого (правого глаза, левой рукой коснись левого (правого) глаза. Покажи, где у меня правая рука; где у меня левое ухо…»

Данное упражнение хорошо выполнять с массажными мячиками. Так, можно попросить ребёнка, взять мячик в правую руку и погладить мячиком левое плечико, взять мячик в левую ручку и погладить мячиком правую ножку и т. д.).

Задание 2. «Разрезные картинки»

Цель: развитие зрительно- пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается составить картинки, разрезанные на 6, 7, 8 частей.

Инструкция. «Составь из кусочков картинку».

Материал. Набор предметных картинок, разрезанных на 6, 7, 8 частей : мяч, ножницы, чашка, чайник, подушечка с иголками.

Развитие внимания

Задание 1. «Найди и вычеркни»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается таблица из 140 клеточек, в которых изображены фигурки: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звёздочка, полукруг, квадрат.

Инструкция. «Видишь, здесь нарисованы треугольник, круг, полукруг, звёздочка и другие фигурки. Сейчас ты будешь ставить фломастером в треугольниках минус, а в кружочках плюс, в флажках точку, а в остальных фигурках ничего ставить не надо.

Вначале, можно ограничится расстановкой определённых знаков в лдной фигуре, затем в двух фигурах (например, в треугольниках ставить минус, в остальных фигурах ничего ставить не нужно, затем увеличивать количество фигур.

Задание 2. Тест корректурная проба.

Цель: развитие объёма и концентрации внимания.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагается лист с напечатанными на нём буквами (это может быть5-6 строчек или более — до 20 строчек). Каждая строчка начинается с определённой буквы. Ребёнку нужно зачеркнуть все такие буквы в этой строчке.

Инструкция. «Посмотри внимательно на лист, который лежит перед тобой. Тебе нужно будет зачеркнуть в каждой строчке все буквы, с которой начинается эта строчка. Например, первая строчка начинается с буквы «в», значит нужно вычеркнуть все буквы «в» в этой строчке. На это задание у тебя есть 3 минуты. Начинай выполнять»

Развитие памяти

Задание 1. «Запоминание слов».

Цель: развитие слуховой памяти (определение продуктивности запоминания).

Процедура проведения исследования. Ребёнку предлагается список из 4-10 слов. После прочтения ребёнку списка слов, ему предлагается воспроизвести их в любом порядке.

Инструкция. «Я прочту тебе слова, ты постараешься их запомнить, только очень хорошо и повторить. В конце нашей с тобой встречи ты должен будешь снова вспомнить эти слов. Понял задание? Слушай внимательно».

Речевой материал. Слова: огонь, мёд, игла, хлеб, стул, лес, арбуз, вода, конь, гриб.

В процессе припоинания ребёнком слов, можно использовать картинки. Вспомнил слово – открыл картинку.

Задание 2. «Запоминание картинок».

Цель: Развитие зрительной памяти.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предъявляется ряд из 4-7 картинок. Затем показываются 5-10 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция. «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Материал. Предметные картинки.

Развитие мышления

Задание 1. «Пятый лишний».

Цель: развитие у ребёнка уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

Процедура проведения упражнения. Ребёнку предлагаются 5 картинок, одна из которых не может быть объединена с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишняя».

Инструкция. «Смотри внимательно. Я буду показывать тебе по 5 картинок, из которых 4 объединены общим родовым понятием, а одна к такому понятию не относится или относится в меньшей мерею. Покажи мне эту картинку».

Материал. Картинки с изображением.

1. Стол, стул, кровать, диван, кресло.

2. Волк, лиса, медведь, лось, лошадь.

3. Молоко, хлеб, мороженое, бублик, тарелка.

4. Берёза, сосна, куст, дуб, ель.

5. Самолёт, коляска, автомобиль, вертолёт, поезд.

6. Кастрюля, чашка, тарелка, чайник, стол.

7. Яблоко, апельсин, лимон, груша, черника.

8. Ручка, карандаш, линейка, ножницы, плоскогубцы.

Список использованной литературы

1. Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб. : Образование,1997.

2. Корнев А. Н Нарушение чтения и письма у детей. — СПБ., 2003, 330 с.

3. Семаго Н Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. — Спб. : Речь, 2006

Источник: maam.ru