«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Наталья Сюкова
«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

От того как заложены

элементарные математические представления,

в значительной мере

зависит дальнейший путь

математического развития,

успешность продвижения ребенка

в этой области знаний»

Л. А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В соответствии с ФГОС ДО, основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);

2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8. Воспитание готовности детей к обучению в школе, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Все задачи математического развития старших дошкольников решаются, если сделать обучение занимательным.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развитию культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец. В игре ребенок воплощает творческие преобразования, знания и умения, полученные от взрослых, из книг, телепередач.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно играть в «Математику». Среди многообразия игровых методов наиболее распространённым является дидактическая игра.

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерности процесса обучения, т. е. общие законы обучения всем предметам. Дидактическая игра — игра, предназначенная для обучения.

Дидактическую игру можно использовать :

— как средство упражнения и закрепления знаний.

— ка средство проверки знаний детей

— как практическая деятельность

— как способ активизации познавательных процессов

Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Это наиболее доступно и привлекательно для детей. Основное назначение игр – упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений движений; упражнять во временных понятиях.

Дидактические игры всегда используем в занятиях по ФЭМП.

Дидактические игры играют важную роль в решении конкретных задач. Они помогают заинтересовать дошкольников, активизируют умственную деятельность. Дидактическая игра может заинтересовать детей, увлечь их в мир математике. Дидактическая игра нее только развивает интеллектуальные способности детей, но и углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Дидактическая игра используется как средство для упражнения детей в различении, выделении, назывании чисел, геометрических фигур и т. д. в дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами их действий.

В своей работе я использую комплексно — игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, в соответствии с темой занятия. Игры способны целенаправленно развивать умственные способности детей.

Знакомя детей с цифрами, я использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

— «Собери цифру правильно»

— «Выложи цифру из палочек»

— «Слепи из пластилина»

— «На что похожа цифра?»

— «Назови предметы, напоминающие цифры»

Так же отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы и поговорки, где присутствуют цифры. Детям очень нравятся физкультминутки.

Игровые приемы, используемые для закрепления чисел:

— Стихи

— задачи

— загадки

— скороговорки

— считалки

— физкультминутки

Я часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами, используя свое тело, стоя парами. В парах детям нравится писать друг другу на спине или ладошками.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах использую игры:

— «Назови лишнюю фигуру»

— «Подбери заплатку»

— «Колумбово яйцо»

— «Танграм»

— «Блоки Дьеныша»

— «Геометрическое лото»

— «Назови фигуры»

Знакомя детей с различными линиями, применяю игру «Путаница». По заданию дети находят линию и обводят определенным цветом

Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого используем игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека? Как измерить длину ядовитой змеи»?

В разделе «Количество и счет» уместны следующие дидактические игры:

— «Чет-нечет»,

— «Сколько нас без одного?»,

— «Какое число я задумала?»,

— «Назови число на единицу больше — меньше»,

— «Кто знает, пусть дальше считает»,

— «Какие числа пропущены?»,

— «Назови соседей».

Для развития у детей слухового восприятия даем задания сосчитать звуки, движения, определить количество предметов по осязанию, например: «Пуговицы», «Чудесный мешочек» и т. д.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»

В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме занятия я обязательно произвожу смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Обучая детей решению математических задач, мы учим их думать, логически мыслить, расширяем их представления об окружающем. Особый интерес у детей вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, дети должны были быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач мы закрепляем у детей не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, я использую следующие формы работы с детьми:

— комплекс развивающих игр;

— путешествие;

— экспериментирование;

— подгрупповая работа;

— игра-путешествие;

— математический КВН;

— эксперимент;

— познавательные игры;

— математический ринг;

— индивидуальная работа.

Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.

В заключении я хочу подтвердить мысль ведущих педагогов о том, с дошкольниками заниматься нельзя, «с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще.

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

Источник: maam.ru