Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Иванова Галина
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Игропедагог — это не профессия. Игропедагог — это судьба. Это самая удивительная и интересная педагогическая деятельность. Игры приносят радость не только детям, но и взрослым, а потому это весело, увлекательно для всех участников.

Около 90% информации от окружающего мира человек воспринимает с помощью глаз. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Во время непрерывной образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают.

Как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Если при проведении непрерывно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

Задачи.

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам

Для решения поставленных задач:

• создается в группе соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

• составляется и пополняется картотека математических игр;

• оформляются рекомендации для педагогов и родителей.

• Работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

При проведении математических игр используются следующие методы и приёмы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий для получения необходимой

• информации.

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы,

Методы обучения:

• показ способа действия;

• проблемная ситуация;

• упражнения.

Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону, которые способствуют развитию мышления старших дошкольников.

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

Можно условно подразделить логико-математические игры на три группы:

— развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;

— логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;

— обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Рассмотрим возможности активного включения в процесс развития логической сферы ребенка старшего дошкольного возраста различных логико-математических игр, направленных на формирование логических операций.

Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине — если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») — если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.

Наиболее подходящее дидактическое пособие для формирования данной логической операции — цветные палочки Кюизенера. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т. д. Палочки Кюизенера выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Анализ — выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку.

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез — через анализ).

Для формирования у ребёнка операций анализа и синтеза следует использовать такие логико-математические игры как «Танграм», головоломка Пифагора, «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Въетнамская игра», «Пентамино». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Знакомство с играми должно происходить по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребёнок получает ключ к освоению следующей. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, круга в «Волшебном круге», квадрата в «Танграме») на несколько частей. Способ деления целого на части даётся в описании игры и на наглядных схемах. На любой плоскости (стол, фланелеграф, магнитная доска и т. д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются различные силуэты или сюжетные картинки.

Игровая деятельность может быть организована двумя путями:

1) постепенное усложнение используемых в играх образцов, схем: от расчленённого образца к нерасчленённому;

2) организация игровой деятельности, основанной на развитии фантазии и творчества ребёнка.

Также логические операции анализа и синтеза можно формировать путём использования в работе со старшими дошкольниками набора кубиков Никитина «Сложи узор», который состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета (4 грани одного цвета — жёлтая, синяя, белая, красная и 2 грани — жёлто-синяя и красно-белая). В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в пособии, т. е. выполнять творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Сравнение — логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Задания на разделение объектов на группы по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.) требуют сравнения. Все логико-математические игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Для детей старшего дошкольного возраста количество и характер признаков сходства могут широко варьироваться.

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, но может и не указываться (этот вариант чаще используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать).

Классификацию и сравнение можно формировать с помощью логических блоков Дьенеша. В одном из современных учебно-игровых пособий «Давайте вместе поиграем» представлены варианты логико-математических игр и упражнений с плоским комплектом блоков Дьенеша. Они являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Для удобства работы задания с логическими блоками предложены в трех вариантах, которые отличаются различным уровнем сложности. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от профессионализма педагога.

Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме:

• Повышается познавательный интерес дошкольников

• Каждое занятие становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным

• Учебно-познавательная деятельность становится более направленной и активной

• Повышается мотивация учения, развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность детей.

Источник: maam.ru