Рабочая программа по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»

Екатерина Пикало
Рабочая программа по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»

Пояснительная записка к рабочей программе по здоровьесбережению «Здоровье первоклассника»

1 класс

1 класс, 33 часа

Нормативная основа программы

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

2. Образовательная программа ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт-Петербурга

3. Учебный план ГБОУ СОШ №508 Московского района Санкт-Петербурга

4. Комплексная программа профилактики

Цели и задачи

Цель- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Укрепление материально-технической базы школы, приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;

2. Формирование у школьников через организацию воспитательно-образовательного процесса системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;

3. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся»;

4. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий;

Вовлечение учащихся, родителей, педагогов в спортивно-оздоровительные мероприятия;

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю. При 33 учебных неделях общее количество часов на изучение в 1 классе составит 33 часа.

1 четверть – 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 9 часов

4 четверть – 7 часов

Количество часов для контроля выполнения практической части программы

I четверть II четверть III четверть IV четверть За год

— — Открытое занятие Тест 2

Итого: 2

Межпредметные (метапредметные) связи на занятиях по программе

Отличительной особенностью программы является то, что образование в области здоровья в школе представляет собой последовательную спланированную систему на весь курс обучения, ориентированную на физические, умственные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья.

Физическое воспитание, представляющее собой последовательную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодной для всех учащихся, не зависимо от групп здоровья и возможностей здоровья.

Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику заболеваний и раннее вмешательство, включая проведение первой помощи, связь с медицинскими службами по месту жительства, умение работать с хроническими больными.

Служба питания обеспечивает разнообразной вкусной и полезной пищей, способствует выбору здоровой пищи, а также поддерживает инструкции по питанию в классе и столовой.

Служба здоровья школы статистически оценивает состояние здоровья, контролирует уровень образования по данному вопросу и готовность к действиям по направлению к ЗОЖ для преподавателей и персонала школы, а также поддерживает их стремление обеспечивать здоровье учащихся, создавая позитивные ролевые модели.

Таким образом, занятия по программе обеспечивают разностороннее развитие учащихся, предоставляют возможность рассмотреть вопрос обучения здоровому образу жизни с позиций педагогики, психологии, социологии, валеологии и медицины.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 1 класса:

ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;

дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;

у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В этом возрасте у детей развиваются такие центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Особенности организации учебного процесса по программе «Здоровье», используемые формы, методы, средства обучения.

Формы обучения:

1. фронтальная (общеклассная)

2. групповая (в том числе и работа в парах)

3. индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.

3. Практические методы: исполнительская деятельность.

Активные методы обучения:

1. Игра с элементами тренинга.

2. Викторина, конкурс.

3. Творческие мастерские.

Средства обучения:

1. Интерактивная доска.

2. Наглядные материалы и пособия; книги.

3. Иллюстрации (продукты питания, витамины, спортивный инвентарь, виды спорта, средства закаливания и др.)

4. Игровой и спортивный инвентарь.

Используемые виды и формы контроля

1. Открытое занятие.

2. Тест.

Используемый учебно-методический комплект

1. Акимова, Н. Б. Пути и способы рационального использования учебного времени в 1-4-х классах / Н. Б. Акимова, В. И. Иванова, В. В. Хренова // Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 35-38.

2. Андрианов, В. Г. Концепция программы «Здоровье»: здоровье / В. Г. Андрианов // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 27-33.

3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева – М., 1983.

4. Безруких, М. М. Если ваш ребенок левша / М. М. Безруких, М. Г. Князева — М., 1994.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович – М., Просвещение, 1968.

6. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко – М., 1987.

7. Зенова, Т. В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»: развитие школы /Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 25-28.

8. Индивидуальная карта медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося: диагностика // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 48-52.

9. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. Заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

10. Касаткин В. Н., Симонятова Т. П., Манелис А. Г., Медведовская Т. А., Митькин А. С., Страхов М. Ю., Тубельский А. Н., Тарасова Т. А., Сударикова М. А., Балабан Ю. Л., Смирнова О. В., Аграчева Е. С., Церкевич А. Н., Абдрахманов Р. Р., Неудахина А. Е. Предупреждение насилия в школе. Методическое пособие для учителя. – М. ,2003. 160с.

11. Киреева, Е. Ю. День здоровья в начальной школе: Праздники и конкурсы / Е. Ю. Киреева // Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 75-76.

12. Колков, Д. В. Основы гигиены и санитарии Учеб. Пособие для 9-10 кл–средн. шк. Факультатив–курс / Д. В. Колков, Р. Д. Маш – М. : Просвещение, 1989. – с3- 87.

13. Константинова, О. П. Основные мероприятия программы «Школа Здоровья»: развитие школы / О. П. Константинова // Практика административной работы в школе. – 2007. — №5. – С. 47-54.

14. Копешкина, М. Г. Карта полного обследования ребенка: диагностика / М. Г. Копешкина // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 45- 47.

15. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий – М., Просвещение, 1974.

16. Крючкова, В. А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни [Текст] / В. А. Крючкова, М. В. Сандлер – М., 1985.

17. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок / В. Л. Леви – М., Знание, 1983.

18. Ломов, А. И. Должностные инструкции работников школы, отвечающих за сохранение и укрепление здоровья обучающихся : здоровье / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 15-25.

19. Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов [// Практика административной работы в школе. – 2004. — №3. – С. 17-30.

20. Нефедова, Р. Е. Программа «Академия здоровья для учителей»: здоровье / Р. Е. Нефедова // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 34- 35.

21. Озеров, В. П. Программа курса по санологии «Здоровый образ жизни»: образовательный процесс / В. П. Озеров // Практика административной работы в школе. – 2008. — №2. – С. 59-64.

22. Похлебин, В. П. Уроки здоровья: Кн. Для учителя : Из опыта работы / В. П. Похлебин – М., Просвещение, 1992.

23. Савченко, Ю. А. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста / Ю. А. Савченко, Т. Ф. Вагнер – Красноярск, 1998.

24. Смирнов, Н. К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе: диагностика / Н. К. Смирнов // Практика административной работы в школе. – 2006. — №1. – С. 30-38.

Учебно-тематический план программы «Здоровье»

1 класс

33 часа.

п/п Тема занятия Кол-во часов В том числе:

Тестовых работ

I полугодие

I четверть

1 Человек в мире. Человек и неживая природа. 1

2 Человек в мире. Человек и живая природа 1

3 Человек – единый организм. 1

4 Развитие человека. Возраст 1

5 Возраст. Семья. 1

6 Общение в семье. Члены семьи. 1

7 Человек. Семья. Общество. 1

8 Человек в мире. Права и обязанности. 1

9 Я – школьник. 1

II четверть

10 Человек и его здоровье. Что такое здоровье? 1

11 Факторы здоровья. 1

12 Режим дня 1

13 Ценность здоровья. Как беречь свое здоровье? 1

14 Питание. 1

15 Активность. Познание. Развитие. 1

16 Профилактика заболеваний. 1

II полугодие

III четверть

17 Здоровье тела. Гигиена 1

18 Здоровье тела. Пищеварительная система 1

19 Здоровье тела. Наше дыхание 1

20 Здоровье тела. Профилактика инфекционных заболеваний 1

21 Здоровье тела. Профилактика самолечения 1

22 Здоровье тела. Полезные и вредные привычки 1

23 Здоровье тела. Опасные вещества дома и на улице 1

24 Здоровье тела. Я лечиться не боюсь! 1 1

25 Здоровье тела. Физическая культура 1

IVчетверть

26 Здоровье тела. Осанка. Позвоночник 1

27 Здоровье тела. Береги слух 1

28 Здоровье тела. Береги зрение 1

29 Здоровье тела. Безопасное поведение дома 1

30 Здоровье тела. Безопасное поведение на улице 1

31 Мое настроение. 1

32 Учусь общаться 1 1

33 Я и другие. Духовное и социальное здоровье 1

итого 33 2

Источник: maam.ru