Рабочая программа кружка «Волшебные пальчики»

ОЛЬГА ИГНАТОВА
Рабочая программа кружка «Волшебные пальчики»

Воспитатель: Игнатова Ольга Викторовна

2019 – 2020 учебный год

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»(В. А. Сухомлинский).

Пояснительная записка

Каждый дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий, для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее, детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. При работе над темой «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей» мне стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей.

Поэтому, организуя совместную деятельность воспитателя и детей, основной формой которых является беседа и показ способа изображения, я стала знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения. Дети учатся изображать окружающий мир разными приемами. Эти занятия помогают развивать творческие способности, стимулируют познавательную активность детей, развивают мелкую моторику. Нетрадиционные техники, помогают детям обрести уверенность с своих силах, почувствовать желание и интерес к изобразительной деятельности. А главное, позволяет каждому ребенку получить удовольствие от процесса рисования и порадоваться результатам своего труда.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования (далее –Программа) разработана в соответствии с:

— «Законом об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 года №273-ФЗ);

-«Санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2,4,1,3049-13);

-Приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования «от 17,10,2013 года №1155;

— «Законом РТ №44 от 28,07,2004 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ».

Актуальность темы

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Педагогическая целесообразность

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих

способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка –не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

Цели

Цель: формировать у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, мелкой моторики рук.

Задачи:

Развивающие

-воспитывать аккуратность, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

-развивать эстетические чувства, чувство ритма;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

Образовательные

-знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

-закреплять и обогащать знания и умения детей о разных видах художественного творчества.

Воспитательные

-воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

-воспитывать уверенность, аккуратность, внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.

-воспитывать чувство радости при восприятии созданных работ;

-воспитывать устойчивый интерес к рисованию и нетрадиционным способам творчества;

Организационно — методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-6 лет.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину рабочего дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности.

Общее количество занятий в год – 36

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговый – в мае).

Возраст детей 5-6 лет.

Количество детей в группе -12.

Время проведения занятия -15:40

Продолжительность занятия: 15-20 минут.

Каждое занятие состоит из 3 частей:

Вводная часть 3- 5 минут;

Основная часть 7-10 минут;

Заключительная часть 3-5 минут.

Формы проведения занятий

Форма проведения занятий — совместная познавательно — игровая деятельность взрослого и детей, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

Основные принципы работы с детьми :

— Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.

-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс.

-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от окружающего мира.

Методы и приёмы.

-информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя.

-репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.

-эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятиях.

-исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-проведение выставок детских работ;

-проведение открытого мероприятия;

-проведение мастер-классов среди педагогов;

-проектная деятельность.

Нетрадиционные техники:

— Тычок жесткой полусухой кистью. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ей по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Рисование пальчиками. Ребёнок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, по окончанию занятия руки промываются.

-Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в краску ладонь или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисует и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, по окончанию занятия промываются.

-Оттиск поролоном. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие штемпельная подушка и поролон.

-Оттиск смятой бумагой. Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

-Восковые мелки и акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

-Свеча и акварель. Ребенок рисует свечой» на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

-Монотипия предметная. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

-Кляксография. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

-Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

-Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

-Обрывная бумага. Ребёнок отрывает и приклеивает в виде мозаики кусочки оборванной бумаги. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться.

Формы работы.

-Игры.

-Беседы, работа с наглядным материалом.

-Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

-Чтение и заучивание художественной литературы.

-Рассматривание репродукций картин.

-Способы проверки:

— Диагностические задания;

— Выставки детских работ.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания и интерес. Не ограничиваю так же желания детей дополнять рисунок своими элементами.

Неотъемлемым стимулом для ребят является организация групповых выставок детских работ, участие в городских и российских конкурсах.

Разнообразие способов творчества рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ.

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Методическое обеспечение:

— акварельные краски, гуашь;

— восковые и масляные мелки, свеча;

— ватные палочки;

— печатки поролоновые, из картофеля;

— коктейльные трубочки;

— палочки или старые стержни для процарапывания;

— матерчатые и влажные салфетки;

— стаканы для воды;

— кисти, подставки под кисти;

-клей ПВА

-цветная бумага, картон.

-столы, стулья.

Календарно — тематическое планирование.

№ Тема занятия Нетрадиционные техники Программное

содержание Материал

СЕНТЯБРЬ

1 Бабочки, которых я видел летом Монотипия,обведение ладошки и кулака. Познакомить с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма- новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами- большое крыло, кулачок –маленькое.) Познакомить с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. Силуэты симметричных и несимметрич- ных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш.

2 «Гроздь рябины» Аппликация из шерстяных ниток Продолжать развивать умение рисовать кисть рябины. Познакомить с аппликацией нитками. Клей ПВА, кисть для клея, шерстяная нитка красного и зелёного цвета, картон для основания

3 «Ёжик» Объёмная аппликация Продолжить знакомить с приёмами работы конструирования из природного материала.

Картон, клей ПВА, цветная бумага, веточки берёзы,

4 «Подарок ко дню пожилых людей» Аппликация Продолжить развивать умение выполнять аппликацию, развиваем эстетичность в работе. Цветной картон, шаблоны для поздравления, фигурные ножницы, клей, клеёнка для занятий.

ОКТЯБРЬ

1 «Золотая осень» Рисование гуашью на смятой бумаге. Познакомить с рисование краской на смятом листе бумаге. Учить оценивать свой результат, радоваться достижениям. Альбомные листы, гуашь, кисти, наглядный материал осенних пейзажей.

2 «Волшеб-ный лес» Аппликация из сухих листьев Продолжить знакомить с аппликацией из природного материала, развивать знание названий деревьев. Картон, клей ПВА, кисть для клея, смятая масса сухих листьев, кисть для клея.

3 «Поздняя осень» Кляксография Продолжить знакомить с кляксографией, выдуванием капелек краски из коктельных трубочек, обратить внимание на получившиеся необычные цвета. Плотная бумага, краски, коктельные трубочки, защитная клеёнка для столов.

4 «Золотая Рыбка» Пластилино-графия Закреплять знание частей тела рыбы, продолжаем развивать умение работать с пластилином. Развиваем умение работать в технике пластилинографии. Плотный картон тёмно-синего и синего цвета, пластилин нескольких цветов.

НОЯБРЬ

1 «День народного единства» Коллективная работа смешанных изобразитель -ных техник. Продолжаем развивать умение выполнять коллективную работу, используя гуашь и добавлять работу объёмными композициями. Гуашь, кисти, лист ватмама, цветная бумага, гофрированная бумага, клей ПВА, кисть для клея, клеёнка для художественной деятельности.

2 «Синица» Объёмная аппликация из ниток. Продолжить развивать творческое разнообразие поделок, умение аккуратно работать с клеем. Картон с шаблоном синицы, нитки шерстяные, клей ПВА, кисть для клея, салфетки.

3 «Осенняя кукла из ниток» Кукла из шерстяных ниток. Познакомить с техникой изготовления куклы из ниток, воспитывать интерес к русским традициям. Картон для измерения нити, клей, ножницы,

4

«Мамоч-

кин портрет»

Объёмная аппликация из цветной бумаги.

Продолжить развивать творческие навыки и умения. Развиваем любовь к самому дорогому человеку.

Картон белый, цветная бумага, клей ПВА, кисть для клей, шаблоны для портретов.

ДЕКАБРЬ

1 «Лес в инее». Рисование по влажной гуаши смятой бумагой. Знакомство со способом рисования зимнего пейзажа гуашью в печатной технике. Гуашь, кисти белка №3, 5, лист формата А4,листы бумаги.

2 «Зимний домик в лесу» Аппликация из ваты с использованием акварели. Совершенствовать умение пользоваться красками, создавать снежную композицию из ваты. Картон, шаблон домика, акварель, кисти для клея и краски, вата.

3 «Снежинка» Пластилино-

графия. Продолжить развивать умение работать с пластилином в технике пластилинографией. Плотный картон круглой формы, пластилин белого и светло-голубого цвета.

4 «Дед мороз» Объёмная аппликация с использованием ватных дисков. Продолжить работу с цветной бумагой и клеем. Развиваем умение аккуратно склеивать фигуры. Картон, клей ПВА, кисть для клея, шаблоны с изображением Деда Мороза.

ЯНВАРЬ

1 «Волшеб-

ные краски» Кляксогра-фия Развиваем фантазию, умение дорисовавыть получившийся рисунок, рисовать трубочкой и краской. Краски, коктельные трубочки, жидко разведённая гуашь, тонированные листы, ватные палочки.

2 «Снежный домик» Объёмная аппликация Развиваем умение выполнять объёмную аппликацию, пользоваться клеем, ножницами. Шпатлёвка строительная, клей ПВА, кисти для клея, заготовка домика из цветного картона, веточки туи.

3 «Необычные узоры» Рисование свечой по бумаге. Познакомить с новой техникой рисования, предложить несколько вариантов узоров. Шаблоны зимних окон, свеча, акварель, кисти.

4 «Ель в снегу» Пластинография. Учить изображать ель при помощи пластилина, наносить на ветви ели снежные шапки. Картон с наброском ствола ели, пластилин тёмно-зелёного и зелёного цветов, белого цвета для снега.

ФЕВРАЛЬ

1

2 «Разноцветное небо» Рисования по мокрой бумаге. Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге.

Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Воспитывать умение восхищаться явлениями природы.

Тонированная влажная бумага А4, акварель, кисти, изображение восхода или заката.

3 «Салют для пап» Рисование пальчиками. Учить наносить рисунок кончиками пальцев, развиваем воображение, чувство прекрасного, умение делать композицию используя только краску и собственные руки. Гуашь, плотная бумага, защитная клеёнка.

4 «Пломбир для куклы» Рисование пеной для бритья. Познакомить с техникой рисования на пене для бритья, учить делать оттиск рисунка, развивать фантазию. Плотная бумага, гуашь, кисти, зубочистки, пена для бритья, клей ПВА, клеёнки.

МАРТ

1 «Кошка» Рисование жёсткой кистью. Развиваем умение наносить краску разными способами, с помощью жёсткой щетины добиваться нового вида изображения. Краска, кисть для клея, клеёнка, плотная бумага.

2 «Букет для мамы» Рисование мыльными пузырями. Познакомить с техникой работы, учить выполнять работы аккуратно, развивать чувство гордости за свою работу. Коктельные трубочки, краска, клеёнка, бумага для черчения.

3 «Моя Земля» Аппликация. Развиваем творческие способности, умение аккуратно клеить, создавать коллективную композицию. Клей, картон, цветная бумага, гофрировання бумага, клеёнка.

4 «Маска» Аппликация с использование природных материалов. Продолжить развивать умение украшать предметы, развиваем симметрию, чувство прекрасного. Плотный картон, ножницы, лепестки цветов, трава, клей, клеёнка.

АПРЕЛЬ

1 «Птицы». Рисование Познакомить с новой техникой рисования вилкой, развиваем воображение. Краска, бумага, пластиковые вилки, клеёнка.

2 «Вселенная» Коллектив –ное рисование пеной для бритья. Объёмный рисунок. Продолжить знакомить с разными способами рисования, развивать воображение, творческие способности. Пена для бритья, ватман, картон белый, гуашь,пакеты полиэтиленовые, защитная клеёнка.

3 «Балери-на» Объёмная аппликация с использованием ткани. Развиваем творческие способности, умение вырезать мелкие детали. Клей, картон цветной, белая бумага с изображением танцующих персонажей, гофрированная бумага, тюль.

4 «Пожар-ная машина» Пластилин-нография. Развиваем мелкую моторику рук, умение скручивать маленькие одинаковые детали. Пластилин, картон, шаблон пожарной машины.

МАЙ

1 «Солнце

в ладош-ках» Кляксог-рафия. Учить выдувать краску аккуратно, развивать умение рисовать в новой технике. Краска, бумага, коктельные палочки, кисти.

2 «9 Мая» Совместная

работа. Учить участвовать в коллективной работе, развиваем творческие способности, воображение, умение сочетать несколько техник рисования. Краска, ватман, тычки, вилки, салфетка, клеёнка.

3 «Семья одуванчиков» Аппликация с использованием нестандартного материала. Учить аккуратно пользоваться клеем, изображать букет- семью одуванчиков, украшать одуванчики окрашенными ватными палочками. Клей, плотный картон, цветная гофрированная бумага, ватные палочки, краска, клеёнка.

4 «Лето на поляне» Печать по трафарету губкой. Продолжить знакомить с новой техникой рисования. Развиваем аккуратность при выполнении работы, воображение. Гуашь, трафареты, тампоны –губки, клеёнка, бумага для рисования.

Планируемые результаты.

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в

художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие

линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой

работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют

свою творческую работу;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы,

высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное

отношение к материалам и инструментам;

Диагностика уровня развития творческих способностей.

№ пп Показатели умения Оценка

0 н с в

1 Умение фантазировать при выполнении задания.

2 Умение пользоваться красками, плавно наносить краску.

3 Умение аккуратно склеивать детали в аппликации.

4 Умение самостоятельно выполнять работу, основываясь лишь на словесное руководство педагога.

0 –не справляется с заданием.

Н- (Низкий)-справляется с помощью педагога.

С (Средний)- справляется с частичной помощью педагога.

В (Высокий)- справляется самостоятельно.

Используемая литература.

1. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. — Москва. 2007.

4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — Москва. 2003.

5. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Источник: maam.ru