Программа по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка»

Козырева Виолетта
Программа по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка»

Пояснительная записка

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к условиям обучения в школе. От степени развития навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе, именно поэтому создание программы дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка» в детском саду является актуальным.

Развитие речи ребенка – это важная задача педагогов, которые работают с детьми дошкольного возраста. Программа дополнительной платной образовательной услуги для проведения занятий по подготовке детей к обучению грамоте «Грамотейка» разработана для оказании помощи педагогу в организации образовательной деятельности для обучения детей чтению, и развития графо моторных навыков

Новизна и оригинальность в обучении чтению вносится через элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность понимания ребенком предлагаемого материала, через данный образ – куклы, у детей повысится уровень восприятия материала.

В Каждое занятие введен сказочный персонаж попугай «Говоруша». Его функции различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

Программа «Грмотейка» — это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности и игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. С этой целью во всю деятельность включены всевозможные игры, артикуляция звука (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре», занимательные упражнения, необычная моторика для быстрого запоминанию букв (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»). Речь детей напрямую зависит от развития мелкой моторики. Дети учатся изображать буквы пальцами.

Основной целью является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

Задачи:

Обучающие:

— учить чтению поэтапно

— учить детей составлять предложения с заданным колличеством слов

— учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога

Развивающие

— развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

— развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

— развивать коммуникативную, регулятивную функции речи

Воспитательные:

— Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи

— Воспитывать культуру речи.

Принципы построения программы:

Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому с подробным пояснением.

Занимательность – смена видов деятельности, разнообразие заданий, обучающие игры, приковывающие неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия.

Наглядность – на занятия к детям приходят сказочные герои, любимые игрушки.

Используются картинки и иллюстрации, разнообразные таблицы, игры, упражнения.

Опора на жизненный опыт ребенка – при составлении предложений, описании картинок, чтении новых слов дети могут использовать для объяснения свои личные знания.

Методические рекомендации по организации и проведения

Реализация программы предусматривает использование следующих методов обучения:

— словесных (загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, словесные игры,

— наглядных (применение различных символов и схем, карточек и картинок, игрушек, практических (составление схем звуко-слогового анализа слов, чтение слогов, слов,,

— игровых (во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой», фонетические, лексические, грамматические игры, физкультминутки, персонажи.

Программа опирается на такие дидактические принципы: как развивающее

обучение (ориентируется на потенциальные возможности ребенка, на «зону ближайшего развития»,

системность и последовательность при изучении материала (к следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения предыдущего материала, а также умения применять его на практике,

индивидуально — дифференцированный подход (учет психических и индивидуальных особенностей ребенка, а также учет ведущей деятельности дошкольника — игры.

Ожидаемые результаты

Разделы Иметь представления Умения

Овладение -о речевых звуках; -выделять первый звук в слове;

звукобуквенными -звуки поизносим и слышим, -находить в слове место

обозначениями буквы пишем и читаем; определённого звука;

-при произнесении гласного -определять последовательность

звука воздушная струя не звуков в односложных словах;

встречает преграду, звук -выделять первый ударный гласный

поется; в словах;

-при произнесении согласных -выделять начальный и конечный

звуков воздушная струя согласный звук в словах;

встречает преграду (язык, зубы, -различать гласные и согласные

небо, губы, звук не поется; звуки;

согласные звуки бывают -различать согласные звуки по

твердые, мягкие; звонкие, твердости, мягкости; глухости,

глухие звонкости;

-знать символы обозначения звуков.

Образ буквы -звуку соответствует буква; -соотносить звук с буквой;

-о заглавных и строчных буквах -помнить целостный образ букв,

находить букву среди других букв,

писать буквы в печатном виде

Первоначальное -об основном механизме чтения -уметь ориентироваться на гласную

чтение слогов в слоге при чтении, определять, как

читать впередистоящую согласную

(твёрдо или мягко);

-читать слова по слогам;

-объединять слоги в слова;

Предложение. Слово. -слова состоят из слогов; -уметь слышать отдельные

предложения состоят из слов предложения в потоке речи;

-членить предложения на слова,

последовательно выделять их из

предложений;

-определять количество слов.

Итоги: Представление детей на интеллектуальных конкурсах, викторинах, конкурсов чтецов в дошкольном учреждении.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, предусмотрена для детей в возрасте от 5 до 6 лет. Программа реализуется во второй половине дня 2 раза в неделю.

Одно из главных условий успеха обучения детей чтению – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Содержание программы

Технология проведения: Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре») словами, (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой», которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

— Система развивающего обучения

— Здоровье сберегающие технологии

— Компьютерные (новые информационные) технологии

В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:

1. Блок. Развитие речи и подготовка к обучению чтению (включены звуковой анализ и синтез);

2. Блок. Обучению чтению (звукобуквенный анализ);

3. Блок. Подготовка руки к письму (печатание).

При реализации программы достаточно много времени уделяется усвоению детьми понятий:

звук, слог, слово, предложение, текст.

1. Звуки:

— понятие «звук»;

— акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

— выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

— звуковой анализ состава слогов и слов;

— чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.

— Знакомство с буквами А О У И Ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.

— Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

— Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

Обведение буквы по трафарету;

Обведение буквы по контуру;

Запись буквы в воздухе;

Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, пособие «Буква»

дифференциация понятий «звук» и «буква»;

3. Слоги:

— подбор слов на заданный слог;

— составление.

— чтение прямых и обратных слогов

4. Слова:

— выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

— составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

— восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

— чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.

5. Предложение.

-Составление предложений с заданным словом; — Подсчет слов в предложении;

— Чтение простых предложений.

Структура занятий

1. Организационный момент. (Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти,

динамического праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений)

2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука) (по методике И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре»,

3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.

4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. (Выделение данного звука из ряда других звуков, слогов, слов)

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с буквой. (Название, графическое изображение, игры с буквой) (по методике И. Н. Реутиной Учим буквы в игре,

7. Звуко-слоговой анализ слов. (Выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов).

8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. (Составление слогов, слов из букв,

чтение, (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»).

9. Итог занятия. (»С чем мы сегодня познакомились на занятии?»,» Что больше всего понравилось?». Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.

Сотрудничество педагога с семьёй.

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

Познакомить родителей с программой «Грамотейка» на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается, предложить материал для домашних занятий.

Предложить список рекомендуемой литературы для дошкольников.

Целесообразно два раз в год проводить открытые занятия, с тем, чтобы родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять какие у него проблемы.

Методическое обеспечение

Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки, пособие «Буквы» (Большой комплект магнитных материалов для детей 4-8 лет).

Методическое оснащение: буквари Н. С. Жуковой для индивидуальной работы детей, «Алфавитная рисовалка», «Учим буквы», «Азбучные раскраски».

Дидактические пособия (по методике Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой»).

Учебно-тематический план.

Неделя Тема

3 Понятие «звук», «слово». Слово. Предложение.

4 Звук и буква А. Звук и буква У.

5 Звук и буква О. Звук и буква И.

6 Звук и Буква Ы. Гласные звуки и буквы: А, О, У, И.

7 Гласные звуки АУОИЫ. Звук и буква М.

8 Звук и буква П. Звук и Буква К.

9 Звук и буква Т. Звуки и буквы П Т К.

10 Звуки Х-Хь, буква Х. Деление слов на слоги. Дифференциация К-Х,

буквы К-Х.

11 Звуки Н НЬ. Звуки Н НЬ, буква Н.

12 Дифференциация М-Н. Звук Б БЬ.

13 Звук Б –БЬ буква Б. Дифференциация Б- П, буквы Б –П.

14 Звук Д ДЬ. Звук Д –ДЬ буква Д.

15 Дифференциация Д -Т, буквы Д -Т. Звуки Г-Гь.

16 Звуки Г-Гь Буква Г. Дифференциация Г — К, буквы Г — К.

17 Звуки В-Вь. Звуки В- Вь, буква В.

18 Звуки Ф- Фь, буква Ф. Дифференциация звуков В- Ф.

19 Звуки С-СЬ. Звуки С,-Сь, буква С.

20 Звуки З- Зь. Звуки З-ЗЬ, буква З.

21 Дифференциация звуков С – З, букв С-З. Звуки Л, Ль.

22 Звуки Л- Ль, буква Л. Звук и буква Й.

23 Звуки И-Й, буквы Й-И. Звуки Ц.

24 Звук Ц, буква Ц. Дифференциация Ц –С.

25 Дифференциация С-З-Ц. Звук Е, буква Е.

26 Звук Ш. Звук Ш, буква Ш.

27 Дифференциация звуков С-Ш. Звук Ж.

28 Звук Ж, буква Ж. Дифференциация Ш -Ж, буквы Ш- Ж.

29 Звук Я, буква Я. Буква Ь.

30 Буква Ъ. Звук Ч.

31 Звук Ч, буква Ч. Дифференциация звуков Ц-Ч, букв Ц- Ч.

32 Звук Щ. Звук Щ и буква Щ.

33 Дифференциация звуков Щ -Ч, букв Ч- Щ.

Дифференциация звуков С- Сь – Щ.

34 Звук Ё, буква Ё. Звук и буква Э.

35 Звуки Р-Рь. Звуки Р-Рь, буква Р.

36 Дифференциация звуков Р-Л, букв Р- Л. Звук Ю, буква Ю.

36 недель

Заключение

Обучение чтению в старшем дошкольном возрасте является первоначальным этапом системы обучения. Знакомясь с буквами, звуками дошкольники познают окружающий мир самостоятельно. Данная программа даёт возможность не только обучать детей чтению в дошкольном учреждении, но и закреплять материал в домашних условиях.

В обучении чтению различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения чтению определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение печатания букв идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Важную роль в программе «Буквария» играет целенаправленная работа по формированию у дошкольников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с книгой.

Список литературы

1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4). М. 2014

2. Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации для воспитателей,

учителей и родителей. М. 2010

3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина «Письмо. (Вся дошкольная программа).М. 2013

4. З. И. Курцева. Ты – словечко, я – словечко. М. 2015

5. Пособие по риторике для детей 5-6 лет/Под ред. Т. А. Ладыженской; З. И. Курцева. Ты –

словечко, я – словечко…: Методические рекомендации. М. 2012

6. О. М. Ельцова Риторика для дошкольников: учебно-методическое пособие для воспитателей ОУ. М. 2013

7. Н,В,Нищева. Четыре времени года. М. 2014

8. Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет.

Сада. М. 2010

9. Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя дет. Сада.

М. 2013

10. Е. Н. Рыжанковой «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М. — 2010

11. И. Н. Реутиной «Учим буквы в игре». Практическое пособие.

Источник: maam.ru