Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности «Юные исследователи»

Алена Владимировна Переселкова
Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности «Юные исследователи»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бейский детский сад «Родничок»

Принята на педагогическом Совете Утверждена___

МБДОУ «Бейский д/с «Родничок» Приказ___от___

Чекурина И. Н___

Протокол № ___от___

Программа по дополнительному образованию старших дошкольников экспериментальной направленности

Юные исследователи

Составила Переселкова А. В.

2019-2020 уч. год

Содержание программы

1. Пояснительная записка…3

2. Содержательный раздел программы….5

3. Календарно-тематическое планирование…. 7

4. Организационный раздел программы…. 19

5. Информационно-методическое обеспечение…. 20

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее – ФГОС ДО) (ФГОС 1.6).

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

Всем отлично знакома природа детей с их любопытством и деятельностью! Необходимо помочь удовлетворить это любопытство, доступно и грамотно объяснить законы природы. Для этого послужит представленная программа.

Целью служит помочь педагогам упорядочить и систематизировать знания дошкольников об окружающем мире, постичь связи между природными явлениями.

Планирование работы построено таким образом, что позволяет организовать систему познания об окружающем с постепенным усложнением.

Задачи:

— формирование у детей диалектического мышления (способность видеть взаимосвязи в многообразии мира);

— развивать собственный познавательный опыт через наглядность (эталоны, символы, условные заместители, модели);

— расширять перспективы развития, включая детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

— поддерживать в детях инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

2. Содержательный раздел программы.

Содержательный компонент направлен на следующие целевые ориентиры (п. 4.6 ФГОС ДО):

-овладение основными культурными способами деятельности;

-проявление инициативы и самостоятельности в общении, познавательно-исследовательской деятельности;

-способность выбирать себе род занятий, товарищей по совместной деятельности;

-способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться;

-обладание развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

-способность к волевым усилиям, следованию социальным нормам и правилам в разных видах деятельности, соблюдению правил безопасного поведения;

— проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное придумывание объяснений явлениям природы;

— склонность наблюдать, экспериментировать;

— обладание начальными знаниями о мире.

Цель – создание условий для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами физического эксперимента.

Задачи:

-расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть и т. д.);

-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

-развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;

— создавать условия для развития у детей естественно — научных представлений;

-формировать предпосылки универсальных учебных действий:

*личностных (формирование познавательного интереса, интереса к изучаемому материалу,

*регулятивных (слушать, слышать и выполнять инструкцию взрослого; принимать, сохранять поставленную задачу; понимать выделенные педагогом ориентиры в изучаемом материале; действовать по образцу; вместе с педагогом оценивать результат своей деятельности; адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом; контролировать свою деятельность по результату,

*познавательных (понимать знаки, символы, схемы, модели, используемые в процессе изучения темы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям; анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей,

*коммуникативных (принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости; задавать вопросы и отвечать на вопросы; строить понятные для партнера высказывания; формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого).

Программа по детскому экспериментированию включает в себя следующие блоки:

-Изучение свойств воды. Опыты с водой.

-Изучение свойств воздуха. Опыты по изучению свойств воздуха.

-Изучение свойств песка, глины и почвы. Опыты с песком.

-Изучение свойств огня. Опыты по изучению свойств огня.

— Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

-Тайны живой природы (мир растений и животных).

— Что мы знаем о себе? (Организм человека).

Календарно-тематическое планирование

Месяц № п/п Тема Цель, задачи Количество занятий

Октябрь 1 Свойства воды: прозрачность. Создание условий для овладения навыками экспериментирования. 1

2 Свойства воды: уровень воды. Создание условий для овладения навыками экспериментирования. 1

3 Опыты по изучению свойств воды. 1) Ознакомить с прозрачностью воды как свойством.

2) Выяснить, что у воды нет вкуса.

3) Выявить, что у воды нет запаха. 1

4 Опыты по изучению свойств воды.

*Пар тоже вода.

*Вода жидкая и текучая.

*Растворимые и нерастворимые вещества. 1) Показать детям ещё одно агрегатное свойство воды.

2) Ознакомить со свойством воды-текучестью.

3) Помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества. 1

Ноябрь 5 Опыты по изучению свойств воды.

*Вода не имеет формы.

*Вода бывает разной температуры.

*Вода нужна для прорастания.

1) Показать детям отсутствие формы у воды.

2) Учить определять температуру воды. Знакомить с зависимостью количества обитателей от температуры воды.

3) Выявлять необходимость воды для прорастания. 1

6 *Лед легче воды.

* Растения «пьют» воду.

*Вода бывает сильной. 1) Показать, что лед легче воды.

2) Доказать, что растения «пьют» воду.

3) ознакомить со свойством воды: при замерзании она расширяется и обладает силой. 1

7 *Форма капель.

*Вода смачивает.

*Превращение в воду. 1) Доказать, что капли круглые (шарообразные).

2) Показать, что вода впитывается и смачивает.

3) Показать детям превращение снега в воду. 1

8 *Иней.

*Уровень воды. 1) Показать детям, как вода превращается в иней. 2) Ознакомить со свойством тяжелых предметов «увеличивать» количество воды.

1

9 Раздел: история воды и воздуха.

Вода особого рода.

*Свойства воды, снега и льда. 1) Сравнить свойства воды, льда и снега. 1

Декабрь 10 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).

*Овощи и фрукты – «водные» продукты. Сформировать у детей представление о наличии воды в овощах и фруктах; продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов; развивать интерес к практическим действиям. 3

11 Раздел: История воды и воздуха.

*Вкусный лед. Продолжать знакомить детей со свойствами льда; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. 1

12 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

*Молочная история. Формировать у детей понятие о развитии и размножении бактерий в питательной среде; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес. 1

13 Раздел: История воды и воздуха.

*Двойной эффект.

Сформировать у детей понятие о свойствах воды (при различной температуре); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. 1

14 Раздел: Что мы знаем о себе? (Организм человека.)

*Слушаем сердце. Продолжать знакомить детей с особенностями функционирования организма человека; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности. 1

Январь 15 Раздел: История воды и воздуха.

*Раскрасим зиму (на прогулке!

Закрепить знания о свойствах снега; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес. 1

16 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

*И все-таки они растворяются! Продолжать знакомить детей с понятием растворимости веществ; закреплять умение обобщать полученные знания; развивать любознательность. 1

(с последующим наблюдением)

17 Раздел: История воды и воздуха.

*Мешаем-перемешиваем…

Продолжать знакомить детей со свойством воды растворять/не растворять в себе различные вещества; учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий. 1

18 Раздел: Космические путешествия.

*Маленький шар в большом пространстве. Продолжать знакомить детей с понятиями «космос», «космическое пространство»; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям. 1

19 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).

*Расти, вырастай! Формировать у детей понятие о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

Февраль 20 Раздел: История воды и воздуха.

*Тает, тает лёд. Продолжать знакомить детей со свойствами льда как одного из состояний воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

21 Раздел: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

*Из чего состоит почва? Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (почвы); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1

22 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

*Намагничивание. Продолжать знакомить детей с явлением магнетизма; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес. 1

23 Раздел: История воды и воздуха.

*Создаём … снежинки (на прогулке! Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

Март 24 Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных).

*Спеет, поспевает… Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; дать представление о процессе созревания растений; развивать познавательный интерес. 1

(с последующим наблюдением)

25 Раздел: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов).

*Почему железо ржавеет? Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (железо); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1

26 Раздел: История воды и воздуха.

*Что такое ветер? Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

27 Раздел: История воды и воздуха.

*Загадочный снег Продолжать знакомить детей со свойствами и состояниями воздуха; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

Апрель 28 Раздел: История воды и воздуха.

*Живительная сила воды. Продолжать знакомить детей со свойствами воды; включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. 1

(с последующим наблюдением)

29 Раздел: Свойства живой природы.

*Как прорастают семена Познакомить детей с условиями, необходимыми для прорастания семян. 1

30 Раздел: Свойства живой природы.

*Как узнать возраст спиленного дерева. Продолжать учить детей выявлять свойства и качества материала (дерево); учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать интерес к объектам исследования. 1

(на прогулке)

31 Раздел: Свойства живой природы.

*Нужна ли растениям почва? Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для прорастания семян. 1

Май 32 Раздел: Свойства живой природы.

*Чьи следы? Учить детей наблюдать за насекомыми, выяснить, что насекомые оставляют разные следы. 1

(на прогулке)

33 Раздел: Свойства живой природы.

*Как растёт растение? Учить наблюдать за развитием растения из семени. 1

34 Раздел: Свойства живой природы.

*Живая коробка Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений. 1

35 Раздел: Свойства живой природы.

*Как растения впитывают воду Продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста растений. 1

3. Организационный раздел программы.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности для детей включает в себя элементарные естественно -научные эксперименты по изучению свойств:

воздуха;

воды;

магнита;

дерева и металла;

почвы, глины, песка;

объектов живой природы.

Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию подгрупповой (5-10 детей, коллективной (вся группа) и индивидуальной (1-4 ребенка) работы с детьми 5-7 лет с количеством 37 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю с каждой подгруппой с октября по май включительно. Многие занятия предусматривают осуществление дальнейшего наблюдения за результатами эксперимента (опыта).

Требования к оборудованию и оснащению основных средств обучения:

• Материалы и инструменты: карты-схемы опыта, стаканы, ноутбук, маркеры, акварельные краски, ложки, трубочки, различные вещества (песок, глина, почва, семена) и др.

• Инструкция по технике безопасности

• Специальная литература

Информационно-методическое обеспечение

1. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.

2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. ООО «Издательство «Детство-Пресс».

3. Дыбина О. В. из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

4. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами 16 технологических карт. Познавательно-исследовательская деятельность детей 6-7 лет.

5. МААМ. RU- библиотека образовательных материалов (опыты).

6. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом.

Источник: maam.ru