Проектная деятельность Тема: «Детское экспериментирование  — Путь к Познанию мира» средняя группа

Ирина Петухова
Проектная деятельность Тема: «Детское экспериментирование  — Путь к Познанию мира» средняя группа

Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни.

4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Методическая литература:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Тип проекта: исследовательский, познавательно – творческий.

Срок осуществления проекта: ноябрь – май

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Этапы

реализации Мероприятия реализации проекта Сроки выполнения

1 этап

Подготовительный Изучение и анализ методической литературы по теме

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Подбор материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Анкетирование родителей.

Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». Консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Обмен опытом в процессе подготовки и проведения родительских собраний «Экспериментирование детей в семье». Просмотр обучающего мультфильма «Почемушкин»

Беседа «Что такое эксперимент»

2 этап

Основной

Эксперименты: «Цветная вода», «Смешиваем краски» «Рисование на мокром листе,

Обучающий мультфильм «Что тонет, что плавает»

Экспериментирование: «Вес», «Предмет Плавает Тонет, Опыты: «Что легче?», «Волшебные пробки», «Дождинки» (вода в условиях невесомости).

Беседа: «Притяжение и вес»

Конструирование из природного и бросового материала ноябрь

Эксперименты: «снег и лёд» «Защитные свойства снега»,

Экспериментирование со снегом во время прогулок: наблюдение за изменением снега под куском фольги и чёрной тканью в солнечный день;

опыты по определению условий перехода от твёрдого состояния к жидкому и наоборот;

игры-эксперименты по созданию построек и фигур из снега и льда.

«Как очистить воду?», «Почему изменился цвет?»

Беседа «Какая бывает вода. Круговорот воды в природе».

Беседа декабрь

Беседа: «Волшебные» свойства магнита».

Эксперименты:

«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

НОД : «Ключи царевны Несмеяны»

Эксперименты: «Свет и тень»

Опыты с различными источниками света: солнцем, лунным светом в зимнее время на вечерней прогулке, лампой или фонариком, свечой;

опыты по расщеплению света на цвета спектра, моделирование радуги;

игры-эксперименты в рамках театра теней. Январь

Эксперименты: «Звук в воде», «Поющая струна».

Беседа «О значении звука в жизни человека и животных».

Опытная деятельность по формированию представления о причинах возникновения звука (колебание предмета);

игры-эксперименты: «Угадай, что так звучит?», «Как можно сымитировать этот звук?».

Игра на прогулке «Кто что услышал?»

Февраль

Беседа «Человек и законы природы».

Эксперименты: «Живая природа» Экспериментирование с проращиванием семян;

опыты по наблюдению за изменением природных объектов под воздействием воды (шишки, ветки с почками, стебля с бутоном). Март

Эксперименты: «Космос»

Экспериментальная деятельность по изучению соотношения размера планет, возникновения электрических разрядов, смены дня и ночи и времён года, формирования облаков в атмосфере;

игры-эксперименты: «Вращение планет», «Солнечное затмение», «Свет далёких звёзд». Апрель

Беседа: o «Воздух в моей жизни»;

Эксперименты: «Воздух» Расширение представлений о свойствах воздуха: откуда берётся, как используется человеком, имеет ли форму, цвет и запах;

игры-эксперименты по выявлению силы и направлению воздушного потока.

Эксперименты: «Песок, глина, грунт» Расширение представлений о различных видах почвы;

экспериментирование в игровой форме: рисование и лепка из глины и песка, игры в песочнице;

май

III Этап. Заключительный Викторина «Мы экспериментаторы»

Фотовыставка: Очень интересно, всё то что неизвестно

Презентация проекта. май

Источник: maam.ru