Проект «Золотая хохлома» в старшей группе

Надежда Круговых
Проект «Золотая хохлома» в старшей группе

Стадия проекта: Проект реализован.

Вид проекта: творческий, познавательный.

По времени проведения: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 2 недели

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: Развивать у детей эстетический вкус, интерес к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Задачи:

— Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской росписью.

— Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

— Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

— Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

— Развивать чувство цвета, композиционные умения.

— Развивать умения и навыки рисования элементов росписи на разных шаблонных формах.

— Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

— Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, травка, элемент, «золотая хохлома».

Ожидаемый результат:

1. Дети познакомятся с историей хохломской росписи.

2. Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду,

простейшие элементы хохломской росписи.

4. У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

5. Развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства

6. У детей прививается уважение и любовь к искусству, зная, что изделия народных мастеров Хохломы продолжают жить в музеях, на выставках, изготавливаются на фабриках, продаются и делают нашу жизнь красивее и ярче.

Социальная значимость проекта:

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому, для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также для развития творческих способностей, необходимо проводить углублённую работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно знакомство с народной культурой сможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научит любоваться красотой. Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, а прежде всего нашим детям.

Настоящий проект направлен на художественно-эстетическое развитие дошкольников и раскрытие их творческого потенциала.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Подготовительный этап:

1. Подбор методической литературы по теме проекта.

2. Подбор художественной литературы, загадок, стихов по теме «Золотая хохлома».

3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, хохломской посуды.

4. Привлечь родителей к работе над проектом: принимают участие в организации выставки сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

5. Подготовка информации для родителей (консультации: «Русские народные традиции и современное воспитание», «Что такое хохлома?»).

6. Рекомендации.

Основной этап:

Цель: сформировать познавательный интерес к народным промыслам, расширять представления о ДПИ — хохломе. Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

1. Дидактические игры

«Найди свой элемент». Цель: уметь находить и соотносить свой элемент и правильно его назвать, определять вид орнамента. Развить внимание, память.

«Дорисуй рисунок». Цель: уметь находить недостающие элементы и дорисовывать их, правильно называя орнамент. Развить внимание, мелкую моторику рук.

«Повтори узор». Цель: уметь продолжать узор, соблюдая последовательность и ритмичность узора. Подбирать цветовое сочетание, колорит к определенному выбранному виду росписи.

«Найди лишнее». Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь.

«Что изменилось?». Цель: закреплять представления о какой – либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и объяснять их.

«Обведи элемент». Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

«Обведи и раскрась». Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

«Найди пару». Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

«Собери целое». Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин сувениров», «Дизайнерская студия».

Цели: учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; учить моделировать ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

3. Беседы: «Золотая хохлома», «Золотые руки мастеров», «Путешествие к мастерам хохломы», «Элементы хохломской росписи»,

4. Чтение художественной литературы: Н. Бедник «Хохлома» (Легенда о возникновении хохломы)

5. Заучивание стихотворений: «Хохломская роспись» (П. Синявский, «Хохлома, хохлома» (Н. Глазков).

6. Рассматривание: посуды, элементов хохломской росписи, фотографий, иллюстраций в журналах.

7. Отгадывание загадок про хохломскую роспись.

8. Раскрашивание: силуэтов посуды с готовыми узорами; раскрасок карандашами «Хохлома»;

9. Рисование: роспись горшочка хохломским узором;

10. Слушание песни: Мария Пахоменко «Хохлома».

Заключительный этап:

Создание в группе совместно с родителями выставки «Золотая хохлома».

Оформление папки передвижки «Хохлома».

Декоративное рисование «Золотая хохлома»;

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как эстетический вкус, умение узнавать предметы хохломы и элементы хохломской росписи. У детей появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров; научились рисовать несложные элементы, создавать узоры по собственному замыслу.

Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Источник: maam.ru